В обзоре приведены результаты мониторинга московского розничного рынка щеток переднего стеклоочистителя за период с 27 сентября по 15 октября 2010 года. Основной особенностью данного рынка является очень широкая применяемость щеток одного размера и одной конструкции на самых разных марках и моделях автомобилей за счет простых элементов крепления – коннекторов. Кроме этого, спрос и, соответственно, предложение включают в себя значительную долю штучной продукции, несмотря на рекомендацию производителей об одновременной замене обеих щеток комплектом. В качестве конкретных объектов исследования были выбраны универсальные щетки переднего стеклоочистителя для трех популярных моделей автомобилей, имеющих значительные доли в структуре московского парка подержанных иномарок (табл.1). Причем в обзор включены изделия, предназначенные лишь для автомобилей с левым расположением руля. При сравнении поставщиков рассматривались розничные предложения с максимальным сроком поставки заказа не более 5 дней.
Сразу стоит отметить, что общее число брендов в розничных предложениях мало отличалось в зависимости от выбранной модели автомобиля и было представлено, главным образом, ведущими производителями и поставщиками автопроизводителей: CHAMPION, BOSCH, VALEO, SWF, DENSO, TRICO. Предлагаемый сегодня товарный ассортимент включает в себя, наряду с современными бескаркасными щетками, значительную долю старых каркасных конструкций, пользующихся устойчивым спросом в связи с более низкой ценой. Главной проблемой данного обзора оказалась трудность выделения объемов предложения и спроса по каждому бренду для выбранных моделей и модификаций автомобилей, поскольку одни и те же щетки могут приобретаться владельцами совершенно разных марок и моделей автомобилей. При этом производители щеток обычно сразу снабжают упаковки своих изделий целым набором коннекторов для широкого использования. В связи с указанной проблемой пришлось отказаться от нашей обычной оценки структуры спроса, а при анализе предложения щеток пришлось пользоваться методом экспертных оценок. В виду сложности учета мы также не стали разделять предложение по товарным группам комплектов и «штук», а взяли «валовый» ассортимент. Интересно, что во многих интернет-магазинах запчастей подавляющая доля предложений по ведущим брендам приходится именно на «штучный» товар, а не на комплекты. Полагаем, что эта особенность национального спроса основана на естественном желании автовладельцев съэкономить на «расходниках» 15-20 долл., так как обычно из строя выходит одна щетка, а вторая часто может выдержать еще один сезон. Анализ предложения щеток для автомобиля Toyota Corolla показал, что здесь уверенно лидирует предложение известной бельгийской компании CHAMPION, входящей в международную корпорацию FEDERAL MOGUL (рис.1). Стоит отметить, что компания CHAMPION является одним из поставщиков автоконцерна TOYOTA. Предложение CHAMPION занимает около 40% и превышает предложение ближайшего конкурирующего бренда SWF почти в 2 раза. Однако, учитывая, что бренд SWF принадлежит компании VALEO, суммарная доля конкурента становится уже более 30%. Принимая еще в расчет доли DENSO и BOSCH, можно смело утверждать, что более 80% предложения на рынке щеток для Toyota Corolla обеспечивается продукцией четырех международных корпораций: FEDERAL MOGUL, VALEO, DENSO и BOSCH. Оригинальные щетки Toyota очень слабо востребованы на рынке (около 2%), и основную причину этого, вероятно, следует искать в их высокой цене. Так же, как и на других товарных рынках запчастей, в данном случае цена «оригинала» превышает цену лидера в среднем в 2 раза (рис.2).
|