ОБЗОР МОСКОВСКОГО РЫНКА ЩЕТОК СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ


Щетки стеклоочистителя являются одним из самых востребованных расходных материалов после автомобильных фильтров. Правда, в последние несколько лет объем этого рынка немного сократился. Это связано с появлением в продаже довольно большого количества недорогих универсальных (бескаркасных) щёток. Если ранее автовладелец был вынужден иметь два комплекта «дворников», то теперь ему вполне достаточно одного. Впрочем, в силу высокой интенсивности эксплуатации такой комплект изнашивается намного быстрее. Представляем вашему вниманию обзор московского рынка именно таких щёток стеклоочистителя.

 

В обзоре приведены результаты мониторинга московского розничного рынка щеток переднего стеклоочистителя за период с 27 сентября по 15 октября 2010 года. Основной особенностью данного рынка является очень широкая применяемость щеток одного размера и одной конструкции на самых разных марках и моделях автомобилей за счет простых элементов крепления – коннекторов.  Кроме этого, спрос и, соответственно, предложение включают в себя значительную долю штучной продукции, несмотря на рекомендацию производителей об одновременной замене обеих щеток комплектом. 

 

В качестве конкретных объектов исследования были выбраны универсальные щетки переднего стеклоочистителя для трех популярных  моделей автомобилей, имеющих значительные доли в структуре московского парка подержанных иномарок (табл.1). Причем в обзор включены изделия, предназначенные лишь для автомобилей с левым расположением руля. При сравнении поставщиков рассматривались розничные предложения с максимальным сроком поставки заказа не более 5 дней.

 

 

Сразу стоит отметить, что общее число брендов в розничных предложениях мало отличалось в зависимости от выбранной модели автомобиля и было представлено, главным образом, ведущими производителями и поставщиками автопроизводителей:  CHAMPION, BOSCH, VALEO, SWF, DENSO, TRICO.

 

Предлагаемый сегодня товарный ассортимент включает в себя, наряду с современными бескаркасными щетками, значительную долю старых каркасных конструкций, пользующихся устойчивым спросом в связи с более низкой ценой. Главной проблемой данного обзора оказалась трудность выделения объемов предложения  и спроса по каждому бренду для выбранных моделей и модификаций автомобилей, поскольку одни и те же щетки могут приобретаться владельцами совершенно разных марок и моделей автомобилей. При этом производители щеток обычно сразу снабжают упаковки своих изделий целым набором коннекторов для широкого использования. В связи с указанной проблемой пришлось отказаться от нашей обычной оценки структуры спроса, а при анализе предложения щеток пришлось пользоваться методом экспертных оценок. В виду сложности учета мы также не стали разделять предложение по товарным группам комплектов и «штук», а взяли «валовый» ассортимент. Интересно, что во многих интернет-магазинах запчастей подавляющая доля предложений по ведущим брендам приходится именно на «штучный» товар, а не на комплекты. Полагаем, что эта особенность национального спроса основана на естественном желании автовладельцев съэкономить на  «расходниках» 15-20 долл., так как обычно из строя выходит одна щетка, а вторая часто может выдержать еще один сезон.

 

Анализ предложения щеток для автомобиля Toyota Corolla показал, что здесь уверенно лидирует предложение известной бельгийской компании CHAMPION, входящей в международную корпорацию FEDERAL MOGUL (рис.1). Стоит отметить, что компания CHAMPION является одним из поставщиков автоконцерна TOYOTA. Предложение  CHAMPION занимает около 40%  и превышает предложение ближайшего конкурирующего бренда SWF почти в 2 раза. Однако, учитывая, что бренд SWF принадлежит компании VALEO, суммарная доля конкурента становится уже более 30%. Принимая еще в расчет доли DENSO и BOSCH, можно смело утверждать, что более 80% предложения на рынке щеток для Toyota Corolla обеспечивается продукцией четырех международных корпораций: FEDERAL MOGUL, VALEO, DENSO и BOSCH. Оригинальные щетки Toyota очень слабо востребованы на рынке (около 2%), и основную причину этого, вероятно,  следует искать в их высокой цене.  Так же, как и на других товарных рынках запчастей, в данном случае цена «оригинала» превышает цену лидера в среднем в 2 раза (рис.2).

 

В структуре предложения щеток для автомобиля Renault Megane II так же наблюдается конкурентное противостояние корпораций VALEO и FEDERAL MOGUL (рис.3). Здесь лидирует  VALEO - 35,6%, а CHAMPION располагается на второй позиции - 31,8%, причем, с учетом бренда SWF корпорация VALEO заметно «обходит» прямого конкурента – 42,5%. Суммируя доли лидирующих конкурентов с долей предложения продукции немецкой корпорации BOSCH (10,2%), получаем почти 85% предложения рынка, т.е основу рыночного предложения.  Безусловно, стоит также отметить и заметную долю щеток американского производителя TRICO – около 10%. А вот оригинальные изделия в предложении почти незаметны. Совсем небольшая доля щеток Renault попала лишь в категорию «прочие», и отсутствие спроса на них опять было явно связано с высокой ценой. По нашим расчетам, средняя цена «оригинала» превышает цену лидера в 1,5 раза (рис.4).

 

 

Структура предложения щеток для автомобиля VW Golf V продемонстрировала нам высокую приверженность значительной части владельцев немецких автомобилей к запчастям немецкого происхождения. Предложение корпорации BOSCH оказалось здесь на достойном втором месте с долей около 20% (рис.5). А лидером здесь выступил бренд CHAMPION, обеспечивший около 25% предложения. Однако и в данном случае бренды SWF и VALEO  составили конкуренцию лидеру, т.к. их суммарная доля тоже оказалась около 25%. Высокая лояльность автовладельцев к немецким производителям проявилась не только в существенном спросе на продукцию BOSCH, но и в заметном спросе на оригинальную продукцию VAG, доля предложения которой составила почти 10%. Правда, мы считаем, что такая заметная доля предложения «оригинала», в первую очередь, была связана с весьма умеренной ценой. По полученным нами данным, цена «оригинала» мало отличалась от цены лидера и даже была меньше максимальной цены щеток VALEO, в группе которых преобладали дорогие бескаркасные конструкции (рис.6). Вполне возможно, что в качестве «оригинала» предлагались более дешевые каркасные щетки.

 

 

В заключение обзора можно отметить, что рынок щеток стеклоочистителя для рассмотренных иномарок имеет вполне сложившуюся структуру и уже «поделен» между 4-5 международными корпорациями. Автовладельцы, в свою очередь, стараются найти оптимальный вариант с позиции «цена-качество», обеспечивая тем самым лидерство недорогим и качественным брендам.

 

От редакции: Нельзя не отметить и тот факт, что рынок Москвы сегодня сильно отличается от рынка сибирских городов. Проникновение на столичный рынок молодых азиатских торговых марок практически не наблюдается, в то время как в сибирских городах наряду с продукцией ведущих мировых производителей довольно широко представлены универсальные щетки корейского и китайского производства: Avantech, Lynx, Sandolly и другие.

 

С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка продуктов автохимии можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков

«Рынок полиролей для автомобилей в России»

«Рынок автокосметики в России»

«Рынок очистителей стекол для автомобилей в России»

«Рынок автошампуней в России»

«Рынок анитифризов в России»

 


Источник: Маркетинговое агентство  «АВТО-МАРКЕТИНГ»

Автор статьи: Виктор Георгиевич Пушкарев, главный аналитик

 

www.newchemistry.ru