Риформат с его относительно низким содержанием бензола и относительно высоким содержанием толуола и ксилола в основном используется для получения параксилола. Процесс извлечения АУ из риформата также используется для снижения доли бензола в автомобильном бензине за счет экстракции бензола из каталитического риформата. Типичная схема получения параксилола из риформата показана на рис. 4-04. При этом каталитический риформат разделяется на фракции С7- и С8+. Фракция С7- затем направляется на стадию экстрактивной дистилляции, где бензол и толуол отделяются от неароматических углеводородов С7-. Фракция С8+ направляется непосредственно в контур параксилола без экстракции ксилолов, что не вызывает проблем, потому что она содержит очень мало неароматических углеводородов. Следовательно, достаточно экстрагировать бензол и толуол, а не все БТК. Толуол подается на стадию диспропорционировании, где он превращается в бензол и ксилолы. Полученный бензол отделяется в качестве продукта высокой чистоты вместе с экстрагированным бензолом, а непреобразованный толуол возвращается на стадию диспропорционирования. После разделения фракция смешанных ксилолов из диспропорционирования, фракция ксилола из разделения риформата и рецикловые ксилолы из изомеризации поступают на стадию адсорбции параксилола, где параксилол отделяется от других ксилолов. Остальные ксилолы (метаксилол, ортоксилол и этилбензол) направляются на изомеризацию для превращения в параксилол. Для получения в качестве дополнительного продукта ортоксилола, следует отгонять его чистым продуктом в отдельной системе колонн перед поступлением в контур изомеризации параксилола. В случае если потребуется максимальный выход параксилола, то в схему следует включить стадию трансалкилирования толуола и АУ С9+ (не показано на рисунках). В целях оптимизированного теплоиспользования рекомендуется нагревать колонны бензола и толуола и другие потребители парами из стадии отделения ксилолов. |