новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Исследование рынка резиновых спортивных товаров в России
Исследование рынка медболов в России
Рынок порошковых красок в России
Рынок минеральной ваты в России
Рынок СБС-каучуков в России
Рынок подгузников и пеленок для животных в России
Рынок впитывающих пеленок в России
Анализ рынка преформ 19-литров в России
Исследование рынка маннита в России
Анализ рынка хлорида кальция в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Базовая химия и нефтехимия

МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ К ПРОИЗВОДСТВУ БИТУМА


По химическому составу битумы — сложные смеси высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных азота, кислорода и серы, полностью растворимые в сероуглероде.

Важнейшими свойствами битумов, характеризующими их качество, являются:

- вязкость;

- пластичность;

- температура размягчения;

- температура хрупкости;

- температура вспышки;

- высокая адгезия.

Основной характеристикой структурно-механических свойств битумов является вязкость, зависящая главным образом от температуры и группового состава. Вязкость — сопротивление внутренних слоев битума перемещению относительно друг друга. Для многих битумов вязкость непостоянна и уменьшается с увеличением напряжения сдвига или градиента скорости деформации. При повышении температуры вязкость снижается, при ее понижении вязкость быстро возрастает, а при отрицательных температурах битум становится хрупким. Для измерения структурной вязкости применяют различные приборы, позволяющие определить вязкость в абсолютных единицах (Па-с) или выразить ее в условных единицах. Для характеристики вязкости, точнее величины обратной вязкости, т.е. текучести битумов, принимается условный показатель — глубина проникания иглы в битум (пенетрация). Глубину проникания иглы в битум определяют на приборе — пенетрометре при действии на иглу груза массой 100 г в течение 5 с при температуре 25°С или 0°С при грузе 200 г в течение 60 с. Пенетрация твердых или вязких битумов выражается в единицах (градусах), равных 0,1 мм проникания иглы в битум. Чем больше вязкость, тем меньше проникание иглы в битум.

Пластичность является важным свойством битумов. Она повышается с увеличением содержания масел, длительности действия нагрузки и повышения температуры. Пластические свойства твердых и вязких битумов условно характеризуются растяжимостью (дуктильностью) — способностью вытягиваться в тонкие нити под действием внешних постоянных сил. Растяжимость определяют на специальном приборе — дуктилометре при скорости деформации образца битума в виде «восьмерки» 5 см/мин, температурах испытания 25 и 0°С. Показателем растяжимости служит длина нити в момент разрыва образца, выраженная в сантиметрах. Пластические свойства битума зависят от температуры, группового состава и структуры. Так, например, с повышением содержания смол и асфальтенов пластичность при постоянной температуре битумов возрастает.

Существенной характеристикой свойств битума является также и температура размягчения, определяемая на приборе «кольцо и шар» («К и Ш»), Температура размягчения битума, выраженная в градусах Цельсия, соответствует температуре водяной бани в стакане прибора в момент, когда битум, имеющийся в латунном кольце (диаметр 16,0 мм), деформируясь под воздействием металлического шарика массой 3,5 г и постепенного нагрева воды со скоростью 5°С в минуту, коснется нижней полки подставки. Нижняя полка подставки прибора находится на стандартном расстоянии от кольца, равном 25 мм. Температура размягчения вязких и твердых битумов колеблется в. пределах от 20 до 95°С.

Для характеристики тепловых свойств битумов кроме температуры размягчения определяют температуру хрупкости.

Температуру хрупкости битума определяют на специальном приборе Фрааса. Для этой цели испытуемый битум наносят тонким слоем па латунную пластинку, которая вместе с битумом может охлаждаться и изгибаться с помощью приспособления, имеющегося на приборе. За температуру хрупкости принимают ту температуру, при которой на топком изгибаемом слое битума образуется первая трещина. Температура хрупкости, например, дорожных битумов может быть от —20 до +5°С. Очевидно, что чем ниже температура хрупкости битума, тем больше его морозостойкость и выше качество.

Температура вспышки — температура, при которой пары образующиеся при нагревании битума в открытом тигле, воспламеняются от поднесенного пламени. Температуру вспышки определяют на стандартном приборе и отмечают по показанию термометра в момент вспышки паров битума. Температура вспышки твердых и вязких битумов обычно выше 200°С и характеризует степень огнеопасности битума при его разогреве.

Существенной особенностью битумов является их высокая адгезия — прилипание к поверхности различных минеральных и органическиx материалов. Для определения адгезии существует много методов и приборов. Одним из них является визуальный метод, по которому степень прилипания битумов к поверхности минеральных материалов оценивают по пятибалльной шкале. Отличное прилипание битума 5 баллов в том случае, когда пленка битума на поверхности гравия или щебня полностью сохранилась после кипячения в дистиллированной воде. Очень плохое прилипание, оцениваемое в один балл, когда пленка битума после кипячения полностью смещается с минеральных зерен и всплывает на поверхность воды.

Свойства нефтяных битумов

Свойства нефтяных битумов

Показатель

Полутвёрдые

Твёрдые

Жидкие[1]

Т размягчения, °С

25-50

60-90

Пенетрация (25°С), мм

4-20

0-5

Растяжимость (25°С), см

40-60

1-5

60

Т вспышки, °С

180-200

>230

65-120

 

В зависимости от показателей основных свойств, особенно вязкости, пластичности и температуры размягчения, нефтяные битумы делятся на марки:

1) Для дорожного строительства но ГОСТу предусмотрены пять марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60, где цифры дроби указывают на допустимые для данной марки пределы изменения показателей пенетрации при 25°С, и четыре марки БН от 200/300 до БН-60/90.

2) Для строительных работ по ГОСТу предусмотрено три марки, обозначаемые «БН» — битум нефтяной: БН-50/50, БН-70/30 и БН-90/10, где цифры числителя дроби соответствуют показателю температуры размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а знаменателя — указывают на средние значения пределов изменения пенетрации при 25°С.

3) Для кровельных работ по ГОСТу предусмотрены следующие марки: БНК (битум нефтяной кровельный)-45/180, БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190. В данном случае числитель дроби соответствует среднему значению показателей температуры размягчения по «К и Ш», а знаменатель — среднему значению показателей пенетрации на 25СС.

Кроме твердых и вязкопластичных битумов указанных марок существуют жидкие битумы. Жидкие битумы при комнатной температуре имеют незначительную вязкость, т. е. жидкую консистенцию, и применяются в строительстве в холодном или слегка подогретом (до 50.. .60°С) состоянии.

Вследствие испарения летучих фракций и процессов окисления жидкие битумы постепенно загустевают. В зависимости от скорости загустевания жидкие нефтяные битумы выпускают двух классов—густеющие со средней скоростью (класс СГ) и медленногустеющие (класс МГ). Жидкие битумы класса СГ изготовляют путем разжижения обычных, вязких битумов легкими разжижителями типа керосина. Для получения битумов класса МГ применяют разжижители каменноугольного или нефтяного происхождения (нефть, мазут и т. п.). В зависимости от показателей вязкости дорожные жидкие битумы классов СГ и МГ каждый делят на три марки- эти битумы должны удовлетворять требованиям ГОСТа.

Российские стандарты к нефтяным битумам:

 - ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие»;

 - ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие»;

 - ГОСТ 21822-87 «Битумы нефтяные хрупкие»;

 - ГОСТ 6617-76 «Битумы нефтяные строительные»;

 - ГОСТ 9548-74 «Битумы нефтяные кровельные»

 - ГОСТ 9812-74 «Битумы нефтяные изоляционные».

Требования к качеству дорожных вязких битумов

Наименование показателя

Норма для битума марки

БНД 200/300

БНД 130/200

БНД 90/130

БНД 60/90

БНД 40/60

БН 200/300

БН 130/200

БН 90/130

БН 60/90

ОКП

2

5612

115

ОКП

2

5612

114

ОКП

2

5612

113

ОКП

2

5612

112

ОКП

2

5612

111

ОКП

2

5612

205

ОКП

2

5612

204

ОКП

2

5612

203

ОКП

2

5612

202

1. Глубина проникания иглы, 0,1мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при 25 °С

201-300

131-200

91-130

61-90

40-60

201-300

131-200

91-130

60-90

при 0 °С, не менее

45

35

28

20

13

24

18

15

10

2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

35

40

43

47

51

33

38

41

45

3. Растяжимость, см, не менее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при 25 °С

-

70

65

55

45

-

80

80

70

при 0°С

20

6

4

3,5

-

-

-

-

-

4. Температура хрупкости, °С, не выше

-20

-18

-17

-15

-12

-14

-12

-10

-6

5. Температура вспышки, °С, не ниже

220

220

230

230

230

220

230

240

240

6. Изменение температуры размягчения после прогрева/С, не более

7

6

5

5

5

8

7

6

6

7. Индекс пенетрации

От -1,0 до +1,0

Oт -1,5 до +1,0

Источник: ГОСТ 22245-90.

 

Требования к качеству дорожных жидких битумов

Наименование показателя

Норма для марки

СГ 40/70

СГ 70/130

СГ 130/200

МГ 40/70

МГ 70/130

МГ 130/200

МГО 40/70

МГО 70/130

МГО 130/200

ОКП

2

5611

202

ОКП

2

5611

203

ОКП

2

5611

204

ОКП

2

5611

302

ОКП

2

5611

303

ОКП

2

5611

304

ОКП

2

5611

403

ОКП

2

5611

401

ОКП

2

5611

402

1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с

40-70

71-130

131-200

40-70

71-130

131-200

40-70

71-130

131-200

2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

10

8

7

8

7

5

-

-

-

3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

37

39

39

28

29

30

-

-

-

4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле °С, не ниже

45

50

60

100

110

110

120

160

180

5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2

Источник: ГОСТ 11955-82.

Таблица 1.3.

Требования к качеству хрупких битумов

Наименование показателя

Значение для битума марки

Б

В

Г

(ОКП

02 5652 0100)

(ОКП

02 5635 0200)

(ОКП

02 5652 0300)

1. Температура размягчения по кольцу и шару, °С

100-110

110-125

125-135

2. Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм

2-10

0-8

0-5

3. Массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле, %, не более

0,15

0,15

0,15

4. Температура вспышки, °С, не ниже

240

240

260

5. Растворимость битума в льняном масле

Полная

6. Растворимость смеси битума с льняным маслом в уайт-спирите

>> 

7. Условная вязкость смеси битума с льняным маслом в уайт-спирите при 50°С непосредственно после изготовления и выдерживания в течение 24 ч в закрытом сосуде, условные градусы, не более

18

18,8

18

8. Кислотное число, мг КОН на 1г битума, не более

2

2

2

9. Массовая доля воды

Следы

10. Зольность, %, не более

0,2

0,2

0,2

Источник: ГОСТ 21822-87.

Таблица 1.4.

Требования к качеству строительных битумов

Наименование показателя

Норма для марки

БН 50/50

БН 70/30

БН 90/10

ОКП 02 5621 0400

ОКП 02 5621 0500

ОКП 02 5621 0600

1. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм

41-60

21-40

5-20

2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С

50-60

70-80

90-105

3. Растяжимость при 25 °С, не менее

40

3

1

4. Растворимость, %, не менее

99,5

99,5

99,5

5. Изменение массы после прогрева, %,не более

0,5

0,5

0,5

6. Температура вспышки °С, не ниже

230

240

240

7. Массовая доля воды

Следы

Источник: ГОСТ 6617-76.

Таблица 1.5.

Требования к качеству кровельных битумов

Наименование показателя

Норма для марки

БНК-40/180

БНК-45/190

БНК-90/30

ОКП 02 5622 0202

ОКП 02 5622 0201

ОКП 02 5623 0201

1. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм

160-210

160-220

25-35

2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С

37-44

40-50

80-95

3. Температура хрупкости, °С, не выше

-

-

-10

4. Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее

99,5

99,5

99,5

5. Изменение массы после прогрева, %,не более

0,8

0,8

0,5

6. Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева, % от первоначальной величины, не менее

60

60

70

7. Температура вспышки °С, не ниже

 

240

 

8. Массовая доля воды, не более

Следы

9. Массовая доля парафина, %, не более

-

5

-

10. Индекс пенетрации

-

От 1,0 до 2,5

-

Источник: ГОСТ 9548-74.

Требования к качеству изоляционных битумов

Наименование показателя

Норма для марки

 

БНИ-IV-З

БНИ-IV

БНИ-V

 

ОКП 02 5623 0401

ОКП 02 5623 0402

ОКП 02 5623 0403

 

1. Температура размягчения, °С

65-75

75-85

90-100

 

2. Глубина проникания иглы, 0,1 мм:

 

 

 

 

при 25°С

30-50

25-40

20-40

 

при 0 "С, не менее

15

12

9

 

3. Температура вспышки, °С, не ниже

250

250

240

 

4. Растяжимость при 25°С, см, не менее

4

3

2

 

5. Изменение массы после прогрева, %, не более

0,5

0,5

0,5

 

6. Массовая доля парафина, %, не более

4

-

-

 

7. Водонасышенность за 24 ч, %, не более

0,1

0,1

0,1

 
 

Источник: ГОСТ 9812-74.

По данным Центрдорконтроля РДА о том, что около 50% ежегодно выпускаемых дорожных битумов не соответствует требованиям нормативных документов, прежде всего ГОСТ 22245—90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие».

Нефтеперерабатывающим предприятиям невыгодно дополнительно оборудовать битумное производство на НПЗ специальными охлаждающими системами для снижения температуры готового битума до  + 150 0С вместо  + 250 0С (это даёт возможность получать битумы с лучшими эксплуатационными свойствами), перемешивающими устройствами для введения катионных поверхностно-активных веществ (ПАВ), специальными дополнительными емкостями для раздельного хранения битумов различных марок, современной аппаратурой для более строгого регулирования качества битумов и т.п. Ведь битум по сравнению с другими нефтепродуктами характеризуется низкой стоимостью, мало отличающейся от стоимости самой нефти, и потому не является выгодным товаром.

Кроме того, в связи с огромной территорией России и неравномерным размещением на ней нефтеперерабатывающих предприятий в современных условиях транспортные расходы составляют значительную долю в стоимости битумов и без того являющихся наиболее дорогой составляющей в цене готового асфальтобетонного покрытия.

Большинство российских нефтеперерабатывающих заводов не заинтересовано в получении высококачественных битумов: во-первых, российские НПЗ перерабатывают легкие западносибирские нефти с высоким содержанием светлых нефтепродуктов - до 60%. Светлые нефтепродукты в четыре раза дороже битумов, и именно они определяют экономику нефтеперерабатывающего завода. А повышение качества выпускаемых битумов связано с дополнительными затратами при низком экономическом эффекте. Во-вторых, свойства массовых западносибирских нефтей не дают возможности выпуска высококачественных битумов.

Следствием указанных причин является ситуация, при которой 50 % дорожных битумов не отвечают требованиям ГОСТ 22245-90. При этом требования ГОСТа давно не удовлетворяют потребителя.

Общеевропейские требования к качеству дорожных битумов, глубина проникания 20 … 330 0,1 мм

Источник: открытые источники информации.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России».

 

www.newchemistry.ru


[1] Фракционный состав жидких битумов: 10 % перегоняется до 225°С, не более 50 % — до 360°С

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
Статьи по теме

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: Детский сад категории «А»
ТРАНСГЕННЫЕ СЕЛЬХОЗКУЛЬТУРЫ
МУЛЬТИЗОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ GREE GMV,
РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ «ПЛАЩА-НЕВИДИМКИ»
ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ МАЛЬТОДЕКСТРИН
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА СЕМЯН: новые возможности BASF
СИСТЕМА ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ ФАСАДОВ CAPAROL «CAPATECT CARBON»
«ДЕРЕВЯННЫЙ» САЙДИНГ WOODSTOCK
БЕЛОРУССКИЕ КРАХМАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИЗОЛЯЦИОННЫЕ ПЛИТЫ GUTEX THERMOFIBRE
ПОТРЕБЛЕНИЕ МЯСА УСКОРЯЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
РЕАКТОР СРЕДНЕТЕМПЕРАТУРНОЙ КОНВЕРСИИ ДЛЯ ТАНЕКО
ГНС о МОДЕРНИЗАЦИИ ЭП-300 И УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ
НОВЫЕ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГИДРОКСИДА НАТРИЯ
БАНАНЫ И МАНИОКА ЗАМЕНЯТ ПШЕНИЦУ И РИС
ИСКУССТВЕННОЕ СОЛНЦЕ ДЛЯ ТЕПЛИЧНЫХ РАСТЕНИЙ
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭКЗОСКЕЛЕТА
БУДУЩИЕ ВОДОРОДНЫЕ АВТОМОБИЛИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТРУСЫ
НОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭНДОПРОТЕЗЫ ИЗ НАНОКЕРАМИКА
ФАСАДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ в ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ЕВРОПА ПЕРЕВОДИТ КОНДИЦИОНЕРЫ НА ПРИРОДНЫЙ ХЛАДАГЕНТ
КУЗОВ ИЗ МАГНИЕВОГО СПЛАВА
ПРОРЫВ В ОБЛАСТИ ОПТИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРЕГАТА АММИАКА на ЧЕРКАССКОМ «АЗОТЕ»
МОДЕРНИЗАЦИЯ ХЛОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА на КЧХК
НОВЫЕ АЗОТНО-СЕРНИСТЫЕ УДОБРЕНИЯ УРАЛХИМА
КАЛЬЦИЙФОСФАТНЫЙ ЦЕМЕНТ ДЛЯ ХИРУРГИИ
РЕАГЕНТЫ на ОСНОВЕ БИШОФИТА
НОВОЕ ЖБИ-ПРОИЗВОДСТВО
НАНОПОКРЫТИЯ «ПЛАКАРТА»: результаты испытаний
МЕМБРАНЫ для ГЕНЕРАТОРА ВОДОРОДА
IT-СИСТЕМА для УВЕЛИЧЕНИЯ ГЛУБИНЫ ПЕРЕРАБОТКИ
ТЕХНОЛОГИЯ NEWCHEM для ПОЛУЧЕНИЯ ГЛИНОЗЕМА
НОВЫЙ СВЕТОДИОДНЫЙ МОДУЛЬ «ОПТОГАНА»
СТАЛЬ С ПОКРЫТИЕМ AGNETA
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ
СЭНДВИЧ-ПАНЕЛИ STERILIUM
ПЕРЕХОД К ГАЗОМОТОРНОМУ ТОПЛИВУ
НОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ BASF
«Металл Профиль» предлагает сгладить углы
МАСЛА ЛУКОЙЛ НА ЗАВОДАХ REXAM
ДОМ С НЕЙТРАЛЬНЫМ ЭНЕРГОБАЛАНСОМ
СЭНДВИЧ-ПАНЕЛИ SECRET FIX
СИСТЕМЫ ОПАЛУБКИ PERI

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved