Образование наростов льда на подвагонном оборудовании подвижного состава может обернуться серьёзными эксплуатационными проблемами, а потому во всех странах с морозной снежной зимой решению этого вопроса уделяется много внимания. С развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения обеспечение подвижного состава эффективной системой антиобледенения становится ещё более актуальным. Увеличение скоростей активизирует процесс наращивания льда, который при откалывании попадает на железнодорожное полотно и вызывает при движении поезда различные повреждения подвагонного оборудования. В авиации для обеспечения безопасности полётов уже несколько десятилетий обязательной процедурой в условиях снега и ледяного ветра является антиобледенительная обработка каждого самолёта. Как показывает практика, эта мера полностью оправдывает себя. Применяемая на воздушном транспорте технология подразумевает использование гликоля и других антифризов, что даёт ряд существенных преимуществ. Среди них противодействие налипанию снега и образованию льда в течение длительного времени после обработки, невысокое энергопотребление и отсутствие необходимости в специальных закрытых помещениях для проведения этой процедуры. На железнодорожном транспорте «авиационный» метод борьбы с наледью впервые был применён в 2004 году скандинавскими компаниями. Этот способ сразу же доказал свою эффективность, в том числе для применения на скоростных и высокоскоростных поездах. А в 2008 году в Швеции были проведены исследования, результатом которых стала выработка рекомендаций о необходимости антиобледенительной обработки таких составов перед каждым рейсом. В России передовые технологии удаления льда с подвижного состава пока не слишком распространены. Основной метод, который используется на железнодорожном транспорте, заключается в обработке подвагонного оборудования горячими воздухом или водой. Оба эти способа имеют серьёзные недостатки. Так, они являются весьма энергозатратными, способны спровоцировать образование коррозии, применение горячего воздуха возможно только в закрытом помещении и так далее. Применяется также «дедовский» механический способ, когда наледь снимается при помощи молотка и кувалды, но говорить о его эффективности не приходится. С открытием ОАО «РЖД» регулярного движения высокоскоростных поездов необходимость решения проблемы обледенения подвижных составов приобретает особую актуальность. Но подходить к выполнению этой задачи нужно современными ресурсосберегающими методами. Взяв за основу опыт эксплуатационников авиационной техники и скандинавских железнодорожных компаний, специалисты Группы компаний CTG разработали собственную инновационную технологию. Комплекс «АНТИЛ» предназначен для оттаивания возможно налипших льда и снега и эффективной антиобледенительной обработки нижней части кузовов и подвагонных тележек пассажирских вагонов, в том числе высокоскоростных поездов. Использование предлагаемой технологии по сравнению с традиционными способами позволяет в десять раз сократить потребление энергоресурсов и время антиобледенительной обработки железнодорожного состава. Для применения этого метода не требуется специальных помещений – все работы могут производиться на открытом воздухе. Процесс полностью автоматизирован, а само оборудование характеризуется низкими эксплуатационными затратами. При этом особых требований к выбору места установки комплекса «АНТИЛ» не существует. Монтаж и пусконаладочные работы по нему осуществляются за короткое время. Но самое главное – обработка подвижного состава с помощью предлагаемого метода предохраняет подвагонное оборудование от коррозии и полностью защищает его от налипания снега и, соответственно, от образования наледи. В свою очередь это минимизирует риск возникновения аварийных ситуаций из-за образования ледяных наростов, обеспечивает быстрый доступ персонала к оборудованию для технического обслуживания. Кроме того, исключаются нарушения графика движения пассажирских поездов по причине значительного обледенения нижней части вагонов и недостатка времени на его удаление. Эффективность технологического процесса «антиобледенительной» обработки с помощью предлагаемого комплекса обеспечивается подачей под высоким давлением на обрабатываемую поверхность рабочего реагента. В последующем он очищается от излишней воды, грязи и примесей для дальнейшего использования. В качестве самого реагента используется разогретый до 85 градусов водный раствор пропиленгликоля, который работает в рециркуляционном режиме и в процессе эксплуатации предполагает, в зависимости от погодных условий, возможность снижения температуры до 35 градусов. Данная технология уже внедрена в пассажирском депо Москва-товарная ОЖД и предполагает возможность работы в двух независимых режимах: интенсивной обработки, с помощью которой удаляется образовавшаяся наледь, и профилактической обработки. Последнее значительно сокращает интенсивность налипания снега и обледенения поверхности. Технологию работы комплекса «АНТИЛ» в режиме профилактической обработки можно охарактеризовать термином «безлюдная». В рабочее состояние он приводится при прохождении головным вагоном поезда первого позиционного датчика. Переключение в режим распыления рабочего реагента на обрабатываемую поверхность (подвагонная тележка и/или днище кузова вагона) происходит при прохождении второго датчика. Затем заданная поверхность обрабатывается нагретым реагентом под давлением около 2,5 бара. Отработанная жидкость стекает в поддоны, откуда поступает в систему фильтрации, расположенную в специальном контейнере. Здесь она освобождается от излишней воды, очищается от грязи и примесей. После этого рабочий реагент готов к повторному использованию. Отключение комплекса происходит при прохождении последним вагоном позиционного датчика. Важно, что система самоочистки реагента включается автоматически с определённой периодичностью, и только очистка самих фильтров от накопившейся грязи выполняется обслуживающим персоналом. Режим интенсивной обработки подразумевает определённое участие человека, так как в этом случае антиобледенительная обработка осуществляется не при движении вагона, а в момент его остановки. В целом создание участков «антиобледенительной» обработки составов при необходимости возможно практически на всех узловых объектах сети железных дорог – вне зависимости от климатических условий. Автор: Владимир Смолянов Гудок |