Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012—72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение 1988—1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработан единый бензин Б-92 без нормирования показателя «сортность на богатой смеси», вырабатываемый по ТУ 38.401-58-47—92. Как показали испытания, бензин Б-92 может применяться взамен бензина Б-91/115 в двигателях всех типов. Использование авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности позволяет наряду с обеспечением нормальной работы двигателей на всех режимах значительно расширить ресурсы авиабензинов и снизить содержание в них токсичного тетраэтилсвинца. В России вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Требования к качеству бензинов - Б-92, Б-91/115 и Б-95/130 приведены в табл. 1. Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный - ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ В 910 и европейским спецификациям на бензины марок 100 и 100LL (табл. 2). В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются. Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе. Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси. Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол. Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных авиабензинов, приведены в табл. 3. В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1. Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном. Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913— 82). Показатели качества приведены в табл. 1. В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель. Авиационный бензин Б-70 готовят на основе бензина прямой перегонки или рафинатов риформинга с добавлением высокооктановых компонентов. Таблица 1. Характеристики авиационных бензинов Показатели | Б-95/130 | Б-91/115 | Б-92 | Б-70 | Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, | 3,1 | 2,5 | 2,0 | - | октановое число по моторному методу не менее, | 95 | 91 | 91,5 | 70 | сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 115 | - | - | Удельная теплота сгорания низшая, | 42947.103 | 42947.103 | 42737.103 | - | Дж/кг (ккал/кг), не менее | (10250) | (10250) | (10200) | | Фракционный состав: температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | 40 | 40 | 40 | перегоняется при температуре, °С, не выше: | | | | | 10% | 82 | 82 | 82 | 88 | 50% | 105 | 105 | 105 | 105 | 90% | 145 | 145 | 145 | 145 | 97,5 % | 180 | 180 | 180 | 180 | остаток, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | Давление насыщенных паров, Па | 33325-45422 | 29326-47988 | 29326-47988 | 47988 | Кислотность, мг КОН/100 см3, не более | 0,3 | 0,3 | 1,0 | 1,0 | Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | -60 | -60 | -60 | Йодное число, г йода/100 г бензина, не более | 6,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | 35 | Не нормиру- | 12-20 | Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более | 4,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 | Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | 0,03 | 0,05 | 0,05 | Цвет | Желтый | Зеленый | Зеленый | Бесцветный | Массовая доля параоксидифениламина, % | 0,002-0,005 | 0,002-0,005 | - | - | Период стабильности, ч, не менее | 12 | 12 | 8 | - |
|