Вспоминая юность
Тротуарная плитка позволяет человеку крепко стоять на ногах. Я это уяснил еще в 17 лет, когда начал подрабатывать на ее укладке. Бригада мостила и в городе, по муниципальному заказу, и для частников, у которых фактически два места исполнения заказа — дача и кладбище. Везде как плюсы, так и минусы. Вариант с городом плох тем, что ставки за укладку квадрата ниже, чем у частников,— иногда даже вдвое. Зато можно уложить много, и за качеством следят нестрого. У частника платят хорошо, но за свои деньги он будет ощупывать каждую плитку с уровнем в руках. А объемы работы иногда такие, что даже лень ехать. Я плитку давно не укладываю, а мой родственник Дмитрий, который и ввел меня в дело, до сих пор им занимается. Работы, несмотря на кризис, хватает. Мне возвращаться в укладку неохота. А вот производить плитку для дачников — дело выгодное. Именно для дачников. Опытные плиточники не советуют лезть на городской рынок. Плитка в городе — это, как правило, большие объемы, которые мне не удастся обеспечить,— раз, а во-вторых, они давно поделены. В некоторых городах администрация обязывает магазины благоустраивать близлежащую территорию. И тут же поясняет, к какой фирме для этого лучше всего обратиться. Город Сочи, например, сильно преобразил в плане тротуаров Виктор Колодяжный, став там мэром. Тротуарный материал жители тут же стали называть колодяжками. Поскольку из-за кризиса строительство в городах заморозилось, а торговля обеднела, объем заказов у крупных плиточников уменьшился. Например, один из крупнейших производителей прессованной плитки "Тулачермет", который снабжал и московские объекты, в 2009 году вовсе остановил производство. "Спроса нет, вот и не производим,— пояснил коммерческий директор компании Николай Хвищук.— Как начнут покупать, так и возобновим выпуск". Дачника так просто кризисом не проймешь — в небольших плиточных фирмах рассказывают, что спрос не хуже, чем в прошлом году. Самые ушлые владельцы соток даже осваивают производство плитки самостоятельно. "Мешаю 3 ведра щебня, 2 ведра песка, 1 ведро цемента плюс 200 мл пластификатора, воды лью самый минимум,— пишет alex dor на форуме forumhouse.ru.— Сварил себе вибростол... Но сначала пробовал без вибростола — можно обходиться резиновым молотком, но муторно получается". Я, понятно, решил обратиться за советом к профессионалам. Благо и мой родственник Дмитрий не прочь поговорить. Курсы пресса и литья Плиточный рынок, в который я хочу войти, до 2008 года рос вместе со всем строительством на 15-20% ежегодно, так что объем реализации достиг, по данным исследовательской компании Research.Techart, 11 млн кв. м. Кризис, конечно, ударил и по плиточникам: если в начале сезона 2008 года цены на плитку поднялись примерно на 20%, то в конце упали почти вдвое. Тут сказались, правда, и снижение цен на цемент, и обычный осенний спад: после сезона плиточники всегда устраивали скидки. "Нам повезло, что кризис пришелся на зиму,— говорит коммерческий директор компании "Бета" Сергей Серегин.— Зимой у нас и так продажи слабые, в эту зиму вообще ничего не продали. Но летом спрос восстановился, сейчас у нас даже очередь из клиентов". В относительно большом регионе может работать одновременно более 100 производителей. "Рынок тротуарной плитки — региональный. Возить продукцию на дальние расстояния нецелесообразно, учитывая себестоимость, размеры и вес продукции,— рассказывает директор Research.Techart Евгения Пармухина.— По той же причине импорта тут нет. Считается, что предельный рукав доставки не может быть больше 500 км. Говорить о лидерах в общероссийских масштабах невозможно". Кажется, что рынок плиточников перенасыщен (в Московской области нередко на одном столбе висит по несколько объявлений о продаже плитки), но работы хватает всем. По словам Пармухиной, до кризиса практически все предприятия были загружены на 70% (что неплохо, учитывая сезонность бизнеса). В кризис в большей степени пострадали крупные производители, которые выполняли городские заказы. Еще один аргумент в пользу мелкого производства — технологический. "Плитка бывает прессованная и литьевая. Литьевая — ужасного качества,— ругается мой родственник Дмитрий.— Мы стараемся не брать объектов, где ее надо укладывать: эта плитка может прямо в руках развалиться, или при перевозке половина разобьется". , Прессованная плитка — толстая, прочная, ее самые популярные формы, которые часто можно увидеть в городе, плиточники называют "ромашка", "волна", "катушка". При вибропрессовании полусухая бетонная смесь укладывается в матрицу, которая стоит на вибрирующей станине, сверху массу прессует пуансон. Этот способ рассчитан на большой объем выпуска, но небольшое разнообразие цветов и форм. Стоимость квадратного метра прессованной плитки — около 400-500 руб. Впрочем, мне такое производство не потянуть: даже при небольшом разнообразии форм вложить в производство придется около $4 млн. Вибропрессованием получают плитку хоть и качественную, но скучноватую. Между тем дачник уже давно не стесняется в желаниях — то ему бабочек подавай, то розы. Угодить дачнику можно методом литья. Цвет многие тоже хотят нестандартный — голубой, скажем, и современные технологии делать такую плитку позволяют. В общем, привлеку покупателя, хотя цена у меня будет выше, чем у крупных коллег. А как сделать литьевую плитку прочной, чтобы перед Дмитрием не было стыдно, рассказал Сергей Серегин. Гарантировано окатышем Офис компании "Бета" расположен в городе Клин на втором этаже продуктового магазина, выходящего прямо на Ленинградское шоссе. Чтобы попасть к коммерческому директору, надо зайти за прилавок с колбасой и подняться по деревянной лестнице в офис — кирпичный скворечник из двух маленьких комнаток, построенный прямо на крыше магазина. "У нас был нормальный офис,— объясняет Сергей Серегин.— Но решили переехать сюда, к шоссе, тут больше покупателей. Тем более что магазин принадлежит родственникам". Сергей с воодушевлением описывает семейное производство, открытое четыре года назад. Тротуарной плиткой он решил заняться на строительной выставке, где был стенд с описанием ее производства. Закупив оборудование и заплатив за обучение технологии, Сергей начал лить плитку, зорко охраняя ноу-хау от конкурентов. "Поначалу мне казалось, что технологию нужно держать в секрете,— вспоминает Серегин.— Но на самом деле она никому не нужна, потому что все используют стереотипные варианты — песчано-бетонную плитку, которая без конца ломается и которую надо постоянно перекладывать. Мы используем окаточный метод: у всех горизонтальные бетономешалки с лопастями, а у нас бетономешалка стоит под углом и без лопастей — это просто бочонок. Таким образом, в бетономешалке образуется окатыш, он очень плотный, как пластилин. Из него выталкивается воздух, исчезает пористость, он обеспечивает плитке высокую плотность". |