Наряду с ростом рынка освежителей воздуха меняется структура потребления. Это касается как выбора средств, так и мест их использования: потребители все чаще предпочитают освежителям ароматизаторы воздуха, применяя их для жилых помещений и кухни. Российский рынок освежителей и ароматизаторов воздуха в 2008 году стабильно рос: по данным исследования розничных продаж, проведенного Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, в 2008 году рост розничных продаж освежителей воздуха составил 8% в физическом выражении (в шт.) и 22% в стоимостном. "В то же время, как в целом ряде других категорий непродовольственных товаров повседневного спроса, в конце 2008 года - начале 2009 года в категории освежителей воздуха наблюдалось замедление динамики развития. Рост категории в январе-феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее составил порядка 1% в натуральном выражении. Однако пока еще рано говорить, что это долговременный тренд", - отмечает менеджер по работе с клиентами подразделения аудита розничной торговли компании "Nielsen Россия" Юлия Шулепова. При этом постепенно меняется структура рынка. Интерес к ароматизации Как отмечает бренд-менеджер группы товаров бытовой химии компании "Арнест" Ольга Кузнецова, одним из основных трендов на рынке освежителей воздуха можно назвать изменение ситуации их потребления. "Потребители стали использовать освежители воздуха не только в туалетных комнатах, но также на кухне и в жилых помещениях", - утверждает эксперт. По данным "Nielsen Россия", выросли доли таких сегментов среди продуктов длительного действия, как декоративные (больше, чем в 2 раза, в физическом выражении – 25,5% в 2008 году по сравнению с 11,5% в 2007 году – доля от общего объема продаж продуктов длительного действия) и саше (с 0,2% до 0,5% в физическом выражении). Видя перспективность сегмента, компания UPECO вывела свою марку Deliss для ароматизации жилых помещений. Продукты Deliss создают приятный аромат, а не избавляют от неприятных запахов, как большинство средств на российском рынке. Коллекция ароматов Deliss создана для использования в доме: гостиной, спальне, гардеробной. "Мы изначально не позиционировали себя как стандартный освежитель, а сразу вышли в сегмент ароматизаторы", - поясняет бренд-менеджера ТМ Deliss компании UPECO Екатерина Вольф. Ароматы для ТМ Deliss производят ведущие парфюмерные дома мира, европейские и японские. "В большинстве продуктов содержатся ароматические масла, что делает композиции более стойкими и многогранными", - добавляет Екатерина Вольф. Компания "Арнест" в 2008 году предложила освежители воздуха "Symphony Aroma" также с содержанием натуральных эфирных масел. "Входящие в их состав смеси масел в правильно подобранных соотношениях оказывают положительное влияние на организм человека, - говорит Ольга Кузнецова. – В серию входит 4 продукта, каждый с определенным назначением и ароматами: "Цветочная фантазия" настроит на волну удовольствия и создаст романтическую атмосферу; "Цитрусовый всплеск" с ярким ароматом сочного апельсина и легкой нотой грейпфрута создает атмосферу доброжелательности и гармонии, "Лаванда и ромашка" помогает создать спокойную и расслабленную атмосферу, "Белый чай и фрукты" подарит хорошее настроение и заряд бодрости на длительное время". Свежесть надолго Растет потребление освежителей длительного действия. По данным Nielsen, их доля выросла с 3,4% до 5% в физическом объеме и с 5,5% до 9% - в стоимостном (городская Россия, январь-декабрь 2008 vs. январь-декабрь 2007). Соответственно, доля продуктов краткосрочного действия, среди которых лидирует спрей, снизилась в физическом выражении с 96,6% до 95%, в стоимостном – с 94,5% до 91%. Хотя в абсолютных показателях сегмент продукции длительного действия маленький, динамика у него многообещающая. "Быстрее всего растет сегмент освежителей длительного действия: свечи, гели, пластины, автоматические освежители", - отмечает Ольга Кузнецова. Предпочтение потребителей, по данным Nielsen, пока что отдается простым и давно знакомым ароматам (на долю 5 самых популярных запахов в 2008 году приходится 39% в натуральном выражении и 38% - в стоимостном): морской (13% в физическом объеме и 12% в стоимостном), анти-табак (10% и 10% соответственно), цитрус (доля 6% и 7%), ландыш и лаванда (по 5%). К тому же, в этом сегменте появляется большое количество инноваций, что также привлекает потребителей. "Основное развитие рынка в плане появления новых продуктов также приходится на сегмент освежителей длительного действия. Такая же тенденция прослеживается в странах Западной Европы, но там этот сегмент рынка по своим объемам практически равен традиционному сегменту освежителей моментального действия. В России до сих пор этот сегмент рынка слишком мал, чтобы уделять ему пристальное внимание", - рассказывает Ольга Кузнецова. "Если говорить о тенденциях, то динамично развивается потребление новых современных форм продуктов, таких как электрические ароматизаторы. Именно поэтому мы и делаем на них коммуникационный акцент", - отмечает Екатерина Вольф. По данным количественного исследования, проведённого исследовательским агентством IMCA в октябре 2008 года (Москва, 400 респондентов), потребители отмечают намерение в будущем использовать такие продукты как электрические ароматизаторы значимо больше (22%), чем используют сейчас (7%). Намерение использовать стандартные аэрозольные освежители значимо сокращается (на 11% - 79% используют сейчас и только 68% намерены продолжать использовать подобные продукты в будущем). "Одна из ключевых тенденций рынка – рост интереса потребителей к "удобным" инновациям: электрическим системам, которые относятся к продуктам длительного действия, а также микроспреям ? в сегменте продуктов краткосрочного действия, - утверждает Юлия Шулепова. – Новинкам уже удалось "отъесть" небольшую долю от самого крупного сегмента ? спреев. Так, по данным на январь-февраль 2009 года доля систем составляет порядка 1% от общего объема продаж в категории. На уровне сегмента продуктов длительного действия, на них приходится уже почти пятая часть продаж. Микроспреям, которые вышли на рынок несколько раньше, удалось уже набрать долю в 5% - от общего объема продаж продуктов краткосрочного действия". |