На первой стадии проводится приготовление концентрата из гликоля с применением присадок (в России в основном импортного производства). После изготовления концентрат проходит многоступенчатую очистку. Далее проводится разбавление концентрата химически очищенной водой в строго определенной пропорции. Затем уже готовый антифриз через фильтры поступает на линию розлива, где упаковывается в полиэтиленовые канистры и ПЭТ-бутылки, а так же закачивается в накопительные емкости, откуда заливается в бочки, авто- и железнодорожные цистерны. Для производства качественной охлаждающей жидкости с определенных набором параметров необходим тщательный контроль за дозировкой и качеством смешения компонентов. Но особенностью производства охлаждающих жидкостей является тот факт, что этот процесс требует не столько дорогого и сложного оборудования, сколько определенного качества компонентов. Именно от исходного сырья зависит качество продукта. Развитие технологий производства охлаждающих жидкостей связано именно с разработкой и совершенствованием присадок, препятствующих агрессивному влиянию водно-гликолевой смеси на систему охлаждения. Более подробно характеристика различных видов присадок описана в соответствующей главе, здесь же мы приведем основные данные по существующим на данный момент технологиям производства антифризов. В традиционной технологии производства охлаждающих жидкостей используются антикоррозийные присадки на основе силикатов, аминов и нитритов. По мере совершенствования автомобильных двигателей, появления новых материалов, традиционные охлаждающие жидкости стали устаревать (см. гл. 2). Были разработаны новые виды присадок к ОЖ, которые содержат лишь соединения органических карбоновых кислот (карбоксилатная технология – OAT, Organic Acid Technology). Классификация технологий производства антифризов Технология | Традиционная | «Гибридная» | OAT | Состав | Только минеральные ингибиторы | Минеральные и органические | Только органическиеингибиторы | Европейское исполнение | Содержит амины или нитриты и/или силикаты в качестве основных ингибиторов | Содержит силикаты и по меньшей мере одну органическую кислотуnitrite free - «NF» (VW G11) | Содержит только органические ингибиторы silicate/nitrite free «SNF» (VW G12) | Другие исполнения | • Япония – силикаты традиционный ингибитор• Европа и США – фосфаты традиционный ингибитор | •В США некоторые традиционные Европейские ОЖ считаются «гибридными» (бензоат/силикатные ОЖ) | • P-OAT: Японская «ELC» органическая кислота+фосфаты• N-OAT: США «ELC» может содержать нитриты и молибдаты |
Эволюция технологий производства антифризов Технология Компонент | Традиционные | Гибридные | Карбоксилат-ные (ОAT) | США | Европа | Япония | Фосфорная к-та | + | | + | | | TTZ | + | TTZ или BTZ | TTZ, BTZ, MBT | TTZ или BTZ | TTZ | Метасиликат натрия | + | + | + | + | | Нитрат натрия | + | + | + | + | | Бораты (Бура) | | | | + | | Бензоат натрия | | | + | + | | Нитрит натрия | + | | | | | Карбоновые кислоты | | | + | + | + |
Разработка и внедрение
|