Эта проблема стоит мировой индустрии миллиарды долларов ежегодно, которые уходят на ремонт и замену резервуаров, трубопроводов и других стальных конструкций. Стеклопластик, основанный на изофталиевой полиэфирной смоле, имеет существенно большую коррозионную стойкость и меньшие затраты на обслуживание, чем металлы. Центр Химической Стойкости и Экспертизы Футеровки (The Chemical Resistance & Relining Expertise Centre) располагает многочисленными примерами успешного использования изофталиевых смол для морских приложений. Давайте вначале рассмотрим химию. Так как смолы производятся в равновесной реакции поликонденсации, эфирные соединения могут быть разорваны в процессе гидролиза, когда вода входит в контакт с отвержденной полиэфирной смолой. К счастью, процесс гидролиза протекает очень медленно при низких температурах, так что продукты на основе изофталиевой смолы могут легко противостоять воздействию воды много десятилетий без потери своих механических свойств. Однако когда вода абсорбируется в ламинате, это может привести к ухудшению механических свойств ламината посредством осмоса, который выражается в появлении пузырей, и в некоторых случаях, отслоения. При воздействии свежей воды (дистиллированной или же просто большой влажности), реакция создает градиент концентрации вдоль ламината, который ведет себя как полуводопроницаемая мембрана. Так как концентрация раствора в разрушенной части ламината существенно выше, чем концентрация раствора в свежей воде, давление осмоса заставит воду проникнуть внутрь ламината к области с большей концентрацией. Эта реакция происходит из–за того, что давление воды и концентрация соли на каждой из сторон мембраны стремятся выровняться. Однако, пузыри осмоса не являются серьезной проблемой в морской воде, потому что внешняя вода, которая содержит относительно большое количество солей, не благоприятствует появлению осмотических градиентов. Годность изофталиевых смол к использованию в соленых средах иллюстрируется на следующих примерах. Ограждения для дамбы Oosterscheldedam Oosterscheldedam, часть огромной водоочистительной станции Deltapan, которая защищает Датскую провинцию Зеландии от затопления Северным морем, является хорошо известным объектом и удивительным инженерным сооружением. Постройка массивной Delta Works заняла около 30 лет, и среди всех дамб, Oosterscheldedam является самой впечатляющей. Дамба имеет протяженность около 3-х километров и состоит из 65 колонн, между которыми действуют 62 стальных водоспуска. Будучи расположенной в конце дельты реки Schelde, дамба Oosterscheldedam постоянно подвергается воздействию морской воды и ультрафиолетовой радиации. Поэтому необходимо постоянное и интенсивное обслуживание и затраты на квалифицированный персонал по работе дамбы. Для обеспечения обслуживания и доступа, сделано много стальных лестниц и платформ на протяжении всей 6-ти километровой дамбы. Стальные конструкции окрашены, и пешеходные дорожки и ограждения лестниц сделаны из оцинкованной стали. Из-за жестких коррозионных условий, сталь должна часто перекрашиваться и ограждения должны быть заново оцинкованы. Исследования показали, что загрязнения вызваны миграцией цинка из оцинкованной стали в морскую воду. Для предотвращения загрязнения цинком и снижения затрат на обслуживание был выбран стеклопластик, как наилучший альтернативный конструкционный материал. Датская компания, Fiberstruct b.v., выиграла контракт на производство 4000 кв. метров стеклопластикового ограждения и 2000 лестничных пролетов. Специально для этого контракта они разработали специальный тип ограждения и винтовые лестницы, которые удовлетворили требованиям заказчика. В качестве материала Fiberstruct назначила полиэфирную смолу на основе изофталиевой кислоты. Эта смола гарантирует требуемые свойства по химической стойкости и стойкости к гидролизу, а также необходимую стойкость к атмосферным воздействиям. |