Завод финской компании Neste Oil будет производить 170 тыс. т биотоплива в год К 2020 году в каждой стране, входящей в состав Евросоюза, должна быть выработана четкая политика по возобновляемой энергетике. Согласно общей энергетической стратегии Евросоюза, в транспортной отрасли доля возобновляемых источников энергии должна составлять не менее 10%. И каждая из стран-членов ЕС должна наращивать темпы по обустройству возобновляемых источников топлива и энергии всеми доступными для нее способами. Разработчики единой энергетической стратегии планируют увеличить через 12 лет сектор альтернативной энергетики в Европе до 20%. У властей Финляндии пока нет комплексной национальной программы по увеличению объема альтернативного энергетического сектора. Доля возобновляемой энергетики за 2007 год увеличилась всего на 1% и составила не более 25%. Однако это не означает, что официальные власти бездействуют. Имидж — все
Использовать альтернативные виды горючего в Финляндии начали еще в XIX веке — с началом промышленной революции. Местные предприятия постепенно стали переходить на паровые двигатели, работавшие сначала на угле, а затем на нефти и газе. Поскольку большая часть углеводородов в Финляндию завозилась из-за рубежа, то любое производство внутри страны становилось затратным. Так финские исследователи пришли к выводу, что стране необходимы другие источники энергии. В качестве альтернативы традиционному топливу предложили использовать древесину, которой в Финляндии более чем достаточно: 70% территории страны покрыто лесом. Идея пришлась по душе и властям (производить энергию из дерева было дешевле), и гражданам. Производителей древесного топлива власти освобождали от налога на окружающую среду, что делало производство такого топлива еще более выгодным. В то же время налог на мазут, для сравнения, был равен €5 за производство 1 МВт ч, на уголь — €6,1, на торф — €1,6. Увеличение доли альтернативных источников энергии помогло стабилизировать энергетическую политику страны. Теперь Финляндия не так сильно зависит от импорта углеводородов, как раньше. По отчетам финского института Tekes, нынешняя структура энергообеспечения Финляндии разделена на несколько секторов. Около 30% энергии финны закупают у России; 35% вырабатывают пять имеющихся в стране ядерных реакторов. Около 35% энергии вырабатывается из отходов деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в частности из опилок и пеллетов. Начиная с 2000 года финская лесная промышленность инвестировала более €1 млрд в развитие энергоэффективности и биоэнергетики. И это принесло свои плоды: сегодня выбросы СО2 в Финляндии сократились на 40% по сравнению с 1990 годом. Федерация лесной промышленности Финляндии также рассчитала, что в долгосрочной перспективе объем древесного топлива, используемого в качестве источника энергии, может быть утроен и составит 9 млн кубометров в год. Согласно национальной климатической стратегии, к 2015 году объемы энергетики из отходов деревообрабатывающей промышленности возрастут на 65%, а к 2025 году — на 80%. Кроме того, к 2015 году уже 45% жителей Финляндии будут использовать альтернативные виды топлива, что почти в два раза больше, чем сейчас. А переведя транспорт на биотопливо, финские власти рассчитывают решить экологические проблемы больших городов. Курс на биодизель
Чтобы минимизировать пагубное воздействие на атмосферу выхлопных газов, финские власти еще пять лет назад разработали программу по переводу общественного транспорта с бензина на биотопливо второго поколения. Эта программа начала действовать осенью 2007 года в Хельсинки. Тогда в рамках эксперимента на биотопливо перевели первые шесть автобусов, курсирующих по улицам финской столицы. Эксперимент инициировали центральное транспортное государственное предприятие Хельсинки и чиновники городского совета города. Затем государственные структуры заключили договор с одним из ведущих финских производителей биотоплива, компанией Neste Oil. |