Система радиочастотной идентификации RFID все больше завоевывает различные сферы экономики, в которых требуются контроль и мониторинг прохождения товаров, грузов, транспортных и денежных средств. Не последнее место на этом рынке принадлежит маркировке, для которой RFID-чипы стали превосходной альтернативой уже привычному штрих-коду. Что стоит за инновационной технологией, и какие перспективы она имеет в России?
|
RFID: история и современность Изобретение устройства, предшествовавшего современным RFID, приписывают советскому исследователю Льву Термену (настоящая фамилия – Theremin). В 1946 г. конструктор создал пассивный передатчик («жучок»), способный накладывать аудиоинформацию на случайные радиоволны. На Западе первый патент на «пассивный радиопередатчик с памятью» был выдан инженеру Марио Кардулло в США. Практическое применение этих передатчиков началось в сфере транспорта в 1971 г., однако, еще за два года до этого были выдвинуты предложения использовать RFID-чипы в банковском деле (кредитные карты и т. д.), в сфере безопасности (персональная идентификация, автоматические ворота) и проч. Вскоре началось использование этих систем в торговле для предотвращения краж, а на рубеже 1970-80 гг. они стали широко внедряться в животноводстве и на терминалах безналичной оплаты на автостоянках и платных дорогах (США, Норвегия и т.д.). Сегодня RFID-метки встроены в паспорта во многих странах: Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Польша, Великобритания, Германия, Португалия, США, Япония, Пакистан, Малайзия и др. Также эти чипы используются в российских паспортах нового образца с биометрическими данными. Активным пионером в применении RFID-технологии в ритейле стала сеть Wal-Mart, являющаяся крупнейшим мировым оператором супермаркетов. Введение системы в 2004 г. позволило снизить уровень дефицита товаров на прилавках на 30% и сократить процедуры инвентаризации на складах. По информации Wal-Mart, из-за сокращения логистических издержек в пользу потребителей экономится 22,8 млн долл. ежегодно. Пользуясь опытом Wal-Mart, и другие крупные розничные сети начали внедрять в своих магазинах RFID-маркировку. Так, британская сеть супермаркетов Marks & Spencer обязала около сотни своих поставщиков продуктов питания маркировать паллеты с помощью радио-чипов. В 2008 г. рынок RFID-систем достигнет 4,93 млрд долл., предполагают эксперты агентства IDTechEx. Таким образом, по итогам года число чипов, помещенных на коробках, контейнерах и паллетах, составит около 325 млн шт. Согласно прогнозам IDTechEx, благодаря росту популярности RFID, объем мирового рынка к 2018 г. увеличится по сравнению с нынешним уровнем более чем в пять раз. При этом стоимостные показатели мало отражают действительную тенденцию распространения технологии RFID, что связано с постоянным удешевлением меток и сопутствующего оборудования. |