Ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов укрупненными местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя к потребителю по варианту "от двери до двери" привело к интегрированию транспортных систем. Подобные смешанные перевозки получили название интермодальных или мультимодальных. За годы развития рыночной экономики в России значительно изменился такой сектор рынка транспортных услуг, как международные перевозки. Особое значение приобрела роль железнодорожного транспорта как основного владельца перевозочной инфраструктуры в масштабах Российской Федерации. В качестве перевозчика он планомерно осуществляет обслуживание всех товаропроизводителей и по внутренним, и по внешнеторговым контрактам. Вот почему совершенствование перевозочного процесса путем внедрения современных технологий с использованием принципов логистики так необходимо сейчас для более успешного выхода России на мировые рынки. Особо важное значение приобретает координация взаимодействия различных видов транспорта в стыковых пунктах и узлах. Интегрирующим элементом становится транспортно-экспедиционное предприятие, главная задача которого - наилучшая организация и осуществление процесса перемещения грузов. Экспедитор обязан определить наиболее выгодный и быстрый способ доставки груза клиента (включая маршрут, выбор вида транспорта, пунктов перевалки, складирования и т.п.). В роли основного субъекта, предъявляющего груз перевозчикам, выступает тоже экспедитор. Используя современные методы и принципы логистического управления, он планирует и прогнозирует перевозки, обеспечивает слежение за движением транспортных средств, контейнеров, оптимизирует технологии доставки грузов, сокращает временные и финансовые издержки грузовладельцев. Но и финансовая составляющая перевозки перестает быть определяющей при выборе того или иного способа транспортировки. На первый план выходит сервис: скорость доставки, сохранность груза, качество предоставляемых услуг. Всем этим требованиям отвечает технология логистики перевозок в контейнерах. Она позволяет выстроить транспортно-логистическую цепочку от отправителя до получателя, наиболее полно удовлетворяя возросшие требования грузовладельцев к качеству услуг. Актуальны и задачи организации международных интермодальных перевозок по существующим транспортным коридорам России, повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок, привлечения дополнительных объемов. Один из таких коридоров - Транссибирская магистраль. Объем перевозок по ней составил в 2003 г. более 100 тыс. контейнеров в ДФЭ. Продолжается разработка логистических технологий контейнерных перевозок по новому коридору Север-Юг с участием стран СНГ Каспийского региона, Ирана и Индии. В этой связи показателен опыт западных стран, который необходимо использовать. |