В последнее время многие изобретатели вновь задумались об использовании паровой машины в средствах передвижения. В автомобиле возможно применение нескольких вариантов паросиловых установок: с прямоточным парогенератором непосредственного факельного обогрева, с внутрицилиндровым парообразованием при непосредственном факельном обогреве, с тепловыми аккумуляторами вместо факельного обогрева и комбинированных. Авторы предлагают свою схему автомобильной силовой установки с использованием горюче-паровой машины и теплового аккумулятора в качестве парогенератора. Установка состоит из двигателя (двухблочной прямоточной паровой машины); так называемого пускового блока, включающего один цилиндр с отдельным золотником и отдельным выхлопным патрубком. Другой блок, условно названный силовым, имеет два цилиндра, в которых происходит двукратное расширение пара. Золотник здесь подает пар в цилиндр высокого давления, а подача пара в цилиндр низкого давления регулируется поршнем цилиндра высокого давления. Выхлопные патрубки пускового и силового блоков объединены в общий коллектор, направляющий пар в кран-распределитель. Имеется также прямоточный парогенератор со змеевиком, который размещен в контейнере, заполненном твердым или фазопереходным теплоаккумулирующим веществом, и охватывается снаружи обогревательной камерой.
Принцип действия Схема работает следующим образом. Поворотом ключа в замке зажигания подключается питание от электрического аккумулятора от первого, второго и третьего электродвигателей. Первый двигатель приводит в действие воздуходувку, которая прокачивает наружный воздух через радиатор и подает его по воздуховоду в смеситель-горелку. Одновременно второй электродвигатель приводит в действие топливный насос, который подает конденсат из бака через змеевик подогревателя в корпусе водоотделителя и подогреватель в составе экономайзера в змеевик парогенератора. Образовавшийся в парогенераторе перегретый пар направляется в паровую машину через дроссельный клапан. На момент пуска доступ пара в цилиндры паровой машины закрыт либо дроссельным клапаном, либо золотниками, которые управляются кулисным механизмом. Переводя его рычаг в направлении нужного движения и открывая дроссельный клапан, водитель запускает в действие паровую машину. При этом пар попадает вначале либо в пусковой цилиндр через золотник пускового блока, либо в цилиндр высокого давления силового блока паровой машины через золотник силового блока – в зависимости от того, какой из них остался в открытом положении в момент предыдущей остановки. Отработанный пар через общий выхлопной коллектор подается на вход крана-распределителя, который делит его поток на две неравные части. Меньшая направляется в паровое сопло смесителя-горелки, смешивается в нем с воздухом, поданным воздуходувкой, и воспламеняется свечой зажигания. Возникший факел обогревает контейнер. Далее несколько остывшие продукты сгорания по газоходу попадают в корпус водоотделителя, где из них конденсируется вода и стекает в водяной бак. Остатки газа выбрасываются в атмосферу. Большая часть отработанного пара направляется краном-распределителем в турбину, которая вращает ротор электрогенератора. После турбины пар идет в сопловой конденсатор, а из него – в радиатор, где охлаждается, отдавая тепло воздуху, и стекает в водяной бак.
|