Биоциды представляют собой активные вещества и/или составы, содержащие один или более активный ингредиент, предназначенный для уничтожения, отталкивания или нейтрализации наносящих ущерб органических микроорганизмов с помощью химической реакции. Очевидно, что такие вещества не в состоянии распознавать существенную разницу между микро- и макро органическими клетками для того, чтобы, атакуя первые, оставлять нетронутыми вторые. Таким образом, мы можем сделать вывод, что биоциды могут представлять токсическую и экотоксическую угрозу окружающей среде. В этой связи понимание таких рисков имеет решающее значение, а появление таких биоцидов на рынке не должно быть официально разрешено до тех пор, пока не станет ясно, что они не представляют угрозы для здоровья человека. С этой целью Директива Европейского парламента и Европейского Совета 98/8/EC от 16 февраля 1998 г. – называемая также Директивой о биоцидах – предоставляет в распоряжение стран Европейского Сообщества "положительный перечень" активных веществ, которые могут быть использованы в биоцидных продуктах. Этот положительный перечень совпадает с активными веществами, перечисленными в Приложениях I, IA, или IB данной Директивы. Этот перечень является также разрешением для представления на рынок, поскольку в нем устанавливается, что определенный биоцидный продукт: - Достаточно эффективен; - Не оказывает неприемлемого воздействия на организмы воздействия; - Не оказывает неприемлемого воздействия на здоровье человека или животного, прямо или косвенно; - Не оказывает неприемлемого воздействия на окружающую среду. Биоцидный продукт может отсутствовать в перечне, приведенном в Приложении IA (Разрешение для аукционной продажи и использования), если он рассматривается (статья 20, параграф 1) как: - Токсичный; - Очень токсичный; - Канцерогенный категории 1 или 2; - Мутагенный категории 1 или 2; - Токсичный для репродуктивной функции категории 1 или 2. В других случаях занесение активного вещества в перечень Приложения IA сопровождается указанием уровней концентрации, при которых вещество может быть использовано. В занесении вещества в перечень Приложений I, IA, или IB может быть отказано, или же занесение может быть отозвано: - Если рассмотрение вещества показывает, что в условиях нормального использования в биоцидных продуктах постоянно существует озабоченность из-за рисков для окружающей среды и здоровья людей и животных. - И, особенно, если в Приложении I существует другое активное вещество для того же типа продукта, которое представляет значительно меньший риск для здоровья и окружающей среды. Применение Директивы о биоцидах дает многочисленные преимущества, в особенности: - Усиление степени защиты человека и окружающей его среды; - Согласование и стандартизацию законов; - Возможность осуществления сопоставительных оценок. Но введение Директивы также создает и новые технические проблемы: - Уменьшение количества доступных активных веществ и, соответственно, препаратов; - Для некоторых биоцидов ограничение используемых концентраций с возникающими в результате проблемами с рецептурами. Когда возникает какая-либо проблема, мы пытаемся извлечь из этого максимум пользы. Возьмите, например, красочное покрытие: если благодаря точному выбору параметров состава (влагоудержание, проницаемость для водяных паров, реология, CPV/CPVC) и исходных материалов, краска получается более устойчивой к биологическому износу, а также к биологической деградации, ее защиту можно будет обеспечить с использованием меньшего количества токсичных биоцидов и с более низкими концентрациями с использованием наиболее подходящих веществ из перечней, приведенных в Приложениях I и IA Директивы. В заключение следует отметить, что биоцидное воздействие краски должно учитываться с самого начала при ее проектировании, точно так же, как ее технические параметры. http://www.specialchem4coatings.com |