Продолжаются работы по поиску и разработке более качественной и рентабельной технологии; согласно данным международного энергетического агентства затраты, скорее всего, будут снижаться по мере распространения использования процесса газификации угля. Путь в Китай Газификацию угля вряд ли можно назвать новинкой. Впервые этот процесс был разработан в начале 20 века в Германии, позднее он помог снабжать энергией нацистский военный комплекс в период Второй мировой войны. На этот же процесс полагался режим апартеида в Южной Африке, когда столкнулся с санкциями - запретом на поставку нефти. Более широкий интерес к газификации угля появился после нефтяного кризиса 1970-х гг., который заставил обратить внимание на другие источники энергии. Концерн «Шелл» начал строительство пилотного предприятия по газификации угля в Амстердаме, за которым в 1987 г. последовала демонстрационная установка его на НПЗ Deer Park в Хьюстоне. С 1994 г. технология «Шелл» используется на электростанции Buggenum мощностью 253 МВт в Голландии. Коммунальное предприятие Nuon, владелец этой электростанции, планирует применение технологии газификации угля «Шелл» на значительно более крупной электростанции, где может быть использована технология улавливания углерода. Рост цен на нефть делает процесс газификации угля более экономичным, однако Китай производит синтез-газ в качестве сырья для получения химикатов и удобрений, а также водорода для НПЗ. Так, например, находящиеся в Китае предприятия газификации угля компании GE производят синтез-газ в качестве сырья. К настоящему времени концерн «Шелл» продал в Китай 15 лицензий на газификацию угля; при этом синтез-газ используется, главным образом, для производства химикатов и удобрений, а также для получения водорода. Технология «Шелл» применяется сейчас на пяти предприятиях, в том числе на СП в Юеяне (Yueyang), акции которого принадлежат поровну «Шелл» и крупнейшему в Китае НПЗ Sinopec. Существуют также планы независимого участия «Шелл» и «Sasol» в строительстве нескольких предприятий газификации угля с целью получения синтетического жидкого топлива. Возвратимся в Линфен. Как и во многих других городах Китая, загрязненных смогом, следует надеяться на то, что здесь продолжат применение более чистых способов использования угля не только для производства сырья для химикатов или синтетического топлива, но и с целью производства электроэнергии, в которой страна нуждается для поддержания своего экономического роста. Shell International B.V.
|