Фирма ULLIT (Франция) также производит композитные баллоны 4 типа. Силовая оболочка баллонов фирмы ULLIT изготавливается из композиционного материала на основе углеродных волокон. Массовое совершенство баллонов характеризуется показателем 0,34 кг/л. Особенностью конструкции является наличие специального слоя на границе контакта полимерного лейнера и металлического закладного элемента. Технология производства баллонов запатентована в 26 странах, в том числе и в России. Производственные мощности фирмы рассчитаны на изготовление 600 баллонов в месяц. Фирма Thiokol Propulsion (США) представила нетрадиционное решение, состоящее в том, что композитные баллоны из углепластика объединены в кассету (Рис. 2). Такое решение позволяет более эффективно использовать объем багажного отделения автомобиля и почти вдвое увеличить объем газового топлива по сравнению с традиционной схемой компоновки баллонов[7]. На рисунке приведены массовые показатели баллонов различных конструктивных типов зарубежного и отечественного производства. Сопоставление этих показателей свидетельствует о том, что из отечественных баллонов на уровне лучших зарубежных аналогов находятся только баллоны второго типа. Цельнометаллические баллоны типа 1 изготовляются в России из углеродистой стали и практически в два раза тяжелее баллонов, выпускаемых в Европе и Южной Америке. Отечественные баллоны типов 3 и 4 также тяжелее зарубежных аналогов. Это объясняется использованием стеклянных волокон, тогда как в сочетании с легким лейнером из алюминия или полимерного материала целесообразно использовать органо- или углепластик. В зарубежной практике прослеживается явная тенденция к использованию углеродных волокон. В соответствии с требованиями принятого в 2000 году международного стандарта ИСО 11439, расчетное давление разрушения баллонов, изготавливаемых с использованием полимерных композиционных материалов, должно определяется на основании анализа напряжений, действующих в волокне. Из приведенных на рисунке данных видно, что требование по запасу прочности баллонов возрастает в ряду: углеродное волокно, органическое волокно, стеклянное волокно. Для баллонов на основе органических и стеклянных волокон требование по запасу прочности возрастает по мере увеличения доли композита в конструкции. Только для баллонов на основе углеродных волокон требование по запасу прочности практически постоянно для всех типов конструкций, включая цельнометаллические баллоны. Таким образом, одним из путей повышения конкурентоспособности отечественных баллонов является оптимизация их характеристик за счет более широкого использования углеродных волокон в конструкциях третьего и четвертого типов, а также освоение производства цельнометаллических баллонов из легированной стали. Литература (NGV 2000. NGV: Transportation for the New Century. Proceedings of the 7th International Conference and Exhibition on Natural Gas Vehicles): 1. Usoshin V., Semeniuga V., Popova L. Regulations as a Means to Improve NGV Cylinder Safety and Reliability. Cтр. 575-580. 2. Buthker E. World Wide NGV Standards and Regulations. Стр. 75-96. 3. Fraccia J.C. An Overview on the Argentine NGV Experience. Стр. 179-186. 4. Kakhikara K., .Yamashita H., .Taira T., Cola G.L., Webster C. Trial of Advanced Type 1 and Type 2 Cylinder for Japanese Natural Gas Vehicle. Type 1 and Type 2 Cylinders for NGVs in the world. Стр. 125-135. 5. Gambone L.R., Lautman L.A., Rutz R., Taira T. The Development of a Large NGV Type 3 Cylinder from Aluminum Plate. Cтр. 117-124. 6. Tiller D.B., Newhouse N.L., Eihusen J.A. Development and Certification of a CNG Fuel Tank for a Non-Step Bus. Cтр. 581-590. 7. Haaland A.C., Kunz R.C. Conformable CNG Tanks FOR Increased Vehicle Range. Стр. 111-116. С анализом российского рынка газовых баллонов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок газовых баллонов в России». www.newchemistry.ru |