На состояние и развитие битумного производства в России оказывает существенное влияние ряд специфических факторов: • первый из них - сезонность выработки битумов основных марок - дорожных, связанная с четко определенными периодами выполнения дорожно-строительных работ и порождающая проблемы для непрерывно функционирующих нефтеперерабатывающих предприятий. • второй фактор - небольшое различие цены продукта (битума) и сырья и сложность проведения технологических операций с таким высоковязким и низкозастывающим продуктом, как битум. В результате оказывается недействующей система стимулирования для совершенствования и обновления битумного производства: на большей части НПЗ давно и физически, и морально устарело основное технологическое оборудование битумных установок, на ряде производств, не оснащенных современными окислительными колоннами, продолжается эксплуатация устаревших трубчатых реакторов, характеризующихся повышенной пожарной и экологической опасностью. • третий фактор - неконтролируемый разброс показателей качества поступающего на переработку сырья. Известно, что даже небольшие колебания его состава - содержания парафиновых и ароматических углеводородов, асфальтенов и других компонентов оказывают огромное влияние на качество получаемых битумов. Отрицательный «вклад» в нестабильность сырья вносят и технологические особенности эксплуатации вакуумных колонн: изменения температурного режима и глубины вакуума, колебания количества «проваливаемого» циркуляционного орошения и загрузки сырья, недостаточная эффективность контактных устройств и т. д. Существующая технология подготовки битума к производству асфальтобетонных смесей Традиционный технологический процесс подготовки битумов к их непосредственному использованию состоит из следующих основных операций: транспортировка на битумную базу, выгрузка в хранилище, хранение. Затем осуществляется предварительный прогрев битума в хранилище до рабочей температуры 80 – 90 0С для перекачивания в котлы, где производится его обезвоживание при температуре 100 – 140 0С с последующим догревом до 150 0С в расходной ёмкости и с кратковременным хранением при этой температуре перед подачей битума в дозатор асфальтосмесительной установки. Первые этапы этого технологического процесса страдают существенным недостатком: битум обводняется как при сливе конденсатом пара, так и грунтовыми водами, а иногда и атмосферными осадками. Следует отметить, что при такой технологии хранения перед подачей битума в обезвоживающую ёмкость происходит его перегрев и коксование в районе контакта со спиралью, температура которой достигает 300 – 400 0С и выше. Это также резко снижает качество битума. Кроме того, следует иметь в виду, что из-за большой длительности выпаривания воды требуется выдерживать битум в котлах периодического действия при высокой температуре (в два раза выше нормативной на протяжении 8 – 10 часов (при содержании воды 5 %)). Далее, при ритмичном производстве асфальтобетонной смеси на заводе расходные ёмкости с битумом при температуре 130 – 150 0С освобождаются через 6 – 8 часов составляет от 10 часов до суток, а при неритмичной работе – более. По этим причинам существенно снижается качество, и ускоряются процессы старения битума, а в конечном итоге сокращаются сроки службы покрытий. Необходимо высокотемпературную технологию подготовки битума к использованию заменить на высокоэффективную низкотемпературную технологию. Снижение температурного режима подготовки битума со 150 0С до 110 0С позволит не только сохранить необходимые свойства материала, но и значительно уменьшить энергозатраты. Осуществить выше сказанного можно при условии хранения битумов в специальных емкостях, которые ныне используются в нефтеперерабатывающей отрасли для мазутов, обеспечивая возможность циркуляции и подогрева, защищённых от попадания воды. Отмена ГОСТ 22245-90 не предполагается в ближайшее время, поэтому дорожная отрасль самостоятельно и с помощью заинтересованных предприятий может на основе битумов марок БНД, выпускаемых крупнотоннажными НПЗ, готовить битумы соответствующие требованиям проекта ГОСТ Р «Битумы нефтяные дорожные вязкие улучшенные. Технические условия». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России». www.newchemistry.ru |