Представляет теоретический интерес модификация битума лигнином. Как модификатор, лигнин обладает способностью значительно улучшать свойства битума и других битуминозных вяжущих в результате совмещения тонкодисперсного лигнинного порошка с расплавом битума. Этот процесс связывается с уменьшением толщины структурированных (ориетированых) оболочек и, как следствие, с резким увеличением когезии. Сформировавшаяся структура становится более или менее однородной, ее адгезионная активность возрастает. В дорожных мастиках применяют вяжущее включающее просушенный гидролизный лигнин, расплавляемый в жидкой каменноугольной смоле при 305-320 ◦С. При этом происходит крекинг лигнина, получается черное аморфное вещество с блестящим изломом плотностью 1,22-1,38 г/см3 и температурой размягчения до 150 ◦С. С учетом предыдущих сведений о модифицировании дорожных битумов каменноугольными смолами можно считать, что получается практически однородный каменноугольно-лигниновый субстрат, через посредство которого можно получать лигнобитумные серные композиции [9]. Заключение Таким образом, становится теоретически боле обоснованной возможность получать однородные смеси лигнина с битумом через посредство органических каменноугольных модификаторов. Другой путь – прямое введение лигнинового порошка в асфальтобетон. Изначально он служит органическим наполнителем в дополнение к минеральным. В дальнейшем, при технологических переделах происходит взаимодействие порошка лигнина через посредство его функциональных групп, и полученный асфальтобетон становится более однородным. Разработана промышленная технология производства асфальтобетона с порошковым наполнителем органической природы. C оценкой потенциала спроса на серобетон на российском рынке Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Серобетон: анализ потенциального спроса». А. В. Демина
Источники: 1. Химерик, Т.Ю. Гидролизный лигнин, как наполнитель для дорожного асфальтобетона [Текст]: Автореф. дисс. канд. техн. наук / Т.Ю. Химерик.– Харьков: ХАДИ, 1984. – 20 с. 2. Веренько, В.А. Влияние элементарной серы на свойства органических вяжущих и бетонов / В.А. Веренько. - М.: Известия вузов, Строительство и архитектура, 1985, №4. – с. 62-66. 3. Рыбьев, И.А. Асфальтовые бетоны: учебное пособие для вузов / И.А. Рыбьев. – М.: Высшая школа, 1969. – 218 с. 4. Рыбьев, И.А. Общий курс строительных материалов: учебное пособие для вузов / И.А. Рыбьев. – М.: Высшая школа, 1987. – 584 с. 5. Воробьев, В.А. Технология полимеров: учебник для вузов / В.А. Воробьев, Р.А. Андрианов. – М.: «Высшая школа», 1971. – 360 с. 6. Елшин, И.М. Полимерные материалы в ирригационном строительстве: учебное пособие / И.М. Елшин. – М.: «Колос», 1974. – 192 с. 7. Хрулев, В.М. Технология и свойства композиционных материалов для строительства / В.М. Хрулев. – Уфа: ТАУ, 2001. – 168 с. 8. Хрулев, В.М. Основы технологии полимерных строительных материалов: учебник для вузов / В.М. Хрулев, Г.М. Шутова, Л.М. Безверхая. – Минск: Высшая школа, 1991. – 384 с. 9. Веренько, В.А. Дорожные композитные материалы. Структура и механические свойства / В.А. Веренько, под ред. И.И. Леоновича. – Минск: изд. Наука и техника, 1993. – 246 с. А. В. ДЕМИНА, аспирант НГАСУ Сибстрин, г. Новосибирск, асс. кафедры экспертизы и управления недвижимостью Хакасский технический институт (Филиал ГОУ ВПО «Сибирского федерального университета») ул. Щетинкина, 27, г. Абакан, 655017, Республика Хакасия, Россия www.newchemistry.ru |