Количество пластификатора устанавливают опытным путем при лабораторных испытаниях. Эмульсия должна быть медленнораспадающаяся с содержанием битума 60–65% по массе. В случае неудовлетворительного сцепления вяжущего с каменным материалом следует дополнительно в эмульсию вводить ПАВ. Состав эмульсии в каждом конкретном случае уточняется в лаборатории. Расход эмульсии для приготовления холодных смесей составляет 5‚5–6‚5% по массе минеральных материалов. В каждом конкретном случае расход эмульсии уточняется на стадии проектирования состава смеси. Готовая смесь должна отвечать требованиям табл. 17 ВСН 115-75 (Технические указания по приготовлению и применению дорожных эмульсий. М.‚ 1976 г.). Работы по устройству конструктивных слоев из эмульсионно-минеральных смесей следует производить при температуре воздуха не ниже 5OС. Максимальная толщина слоя‚ укладываемого за один технологический цикл‚ должна составлять не более 10 см. Смесь укладывают асфальтоукладчиком или любым другим финишером‚ например автогрейдером. Уплотнение смеси целесообразно производить катками на пневмошинах с последующим выравниванием поверхности слоя 2–3 проходами катком с металлическими вальцами. В случае переувлажненной смеси ее после укладки следует подсушить‚ а затем производить уплотнение. Движение по уплотненному слою можно открывать сразу же‚ но при этом в течение нескольких дней ограничивают скорость движения транспорта до 30–40 км/ч. Устройство последующих конструктивных слоев или поверхностной обработки допускается после формирования слоя из эмульсионно-минеральной смеси‚ но не ранее чем через 5–7 суток при сухой теплой погоде. Работы следует вести в соответствии с положениями СНиП 3.06.03-85 и ВСН 115-75. Устройство оснований по способу холодного ресайклинга Холодный ресайклинг представляет собой укрепление (стабилизацию) грунтов‚ каменных материалов и асфальтовой крошки различными вяжущими‚ в том числе битумной эмульсией путем предварительного фрезерования и смешения на дороге. Технология холодного ресайклинга весьма эффективна при ремонте и реконструкции существующих дорог‚ когда старая дорожная одежда сфрезеровывается частично или на всю глубину с помощью ресайклера и материал используется для укрепления вяжущим‚ в частности‚ битумной эмульсией в качестве основания. По оценкам специалистов‚ холодный ресайклинг на 20% дешевле традиционной технологии ремонта и на 40–50% сокращает затраты времени. Для получения достаточно плотного и прочного укрепленного основания кривая гранулометрического состава смеси отфрезерованного материала должна быть плавной и находиться в пределах‚ указанных в табл. 2. Таблица 2 | Массовая доля, % зерен мин. материала мельче, мм | Отфрезерованная смесь | 40 | 70–100 | 20 | 50–100 | 10 | 35–75 | 5 | 22–56 | 2,5 | 15–40 | 1,25 | 10–30 | 0,63 | 9–21 | 0,315 | 8–18 | 0,14 | 7–10 | 0,071 | 5–8 |
Для стабилизации по способу холодного ресайклинга используются средне- или медленнораспадающиеся эмульсии с содержанием битума порядка 60–65%. Выбор исходного битума‚ концентрацию эмульсии и ее содержание в смеси осуществляют в каждом конкретном случае на основании предварительных лабораторных испытаний и требований к конечному материалу. Ориентировочный расход 60-процентной эмульсии находится в пределах 3‚5–5‚5%. Устройство покрытия (основания) по способу пропитки Для устройства слоев дорожных одежд по способу пропитки используют среднераспадающуюся эмульсию. Устройство конструктивных слоев дорожной одежды по способу пропитки следует производить при температуре воздуха не ниже 5°C. При этом при температуре воздуха ниже 10°C эмульсии необходимо подогревать до температуры 40–50°C. Ориентировочный состав эмульсии следующий: •битум марки БДУ l100/130 (БНД 90/130) – 55–65%; •эмульгатор типа «Амдор-М» – 0‚6%; •соляная кислота – 0‚3%; •хлористый кальций – 0‚3%; •технический керосин – 1‚0%; •вода – остальное Покрытие по способу пропитки следует устраивать из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических пород не ниже 600. Щебень‚ используемый для устройства оснований‚ должен быть марки не ниже 600. Каменные материалы должны быть чистыми и не должны содержать частиц менее 1 мм больше‚ чем 3%. Количество эмульсии‚ необходимое для пропитки‚ назначается из расчета: •полная пропитка (h=8–10 см) известнякового щебня – 11 - 14 л/м2; •полупропитка (h=5–7 см) известнякового щебня – 7 - 10 л/м2; •полная пропитка (h=8–10 см) гранитного щебня – 9‚5 - 12 л/м2; •полупропитка (h=5–7 см) гранитного щебня – 6 - 9 л/м2 При применении известнякового щебня концентрация эмульсии должна быть 55–60%‚ а гранитного щебня – 60–65%. Размер фракций и расход щебня‚ а также порядок работы осуществляют в соответствии с положениями СНиП 3.06.03-85 и ВСН 115-75 в зависимости от толщины слоя пропитки. В каждом конкретном случае необходимо опытным путем уточнять расход эмульсии. Эмульсию следует разливать по влажному щебню. Устройство покрытий следует заканчивать за 5–7 суток до наступления осенних дождей. Поверхностную обработку можно устраивать через 3–5 дней после выполнения работ по пропитке. |