Прямые битумные эмульсии катионного вида применяются для следующих видов дорожных работ: •устройство подгрунтовки при строительстве конструктивных слоев дорожных одежд из асфальтобетонных смесей; •приготовление холодных эмульсионно-минеральных смесей для покрытий на автомобильных дорогах III–IV категорий; •устройство оснований по подбору холодного ресайклинга; •устройство покрытия (основания) по способу пропитки; •устройство поверхностной обработки; •ямочный ремонт покрытий с использованием машины типа «РОСКО»; •приготовление специальных смесей для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий. Устройство подгрунтовки Эмульсия наносится разбрызгиванием равномерным слоем на очищенную поверхность основания (покрытия) с помощью гудронатора из расчета 0‚20–0‚30 л/м2 в зависимости от состояния обрабатываемой поверхности. По подгрунтованной полосе нельзя открывать движение‚ так как это может привести к авариям. Однако движение построечного транспорта при устройстве слоя покрытия не вызывает опасений. После распада эмульсии и испарения воды на поверхности остается равномерная тонкая пленка битума‚ исключающая явление сдвига при уплотнении уложенной по ней асфальтобетонной или подобной ей смеси и обеспечивающая хорошее сцепление между слоями дорожной одежды. Для подгрунтовки используется быстрораспадающаяся эмульсия 50-процентной концентрации следующего ориентированного состава: •битум марки БНД 90/130 – 50% масс.; •эмульгатор марки «Амдор-М» – 0‚25% масс.; •хлориcтый кальций –0‚2% масс.; •технический керосин – 1‚0%; •соляная кислота – 0‚2–0‚3% масс.; •вода – остальное Подгрунтовка наносится за 1–3 часа до начала устройства слоя покрытия из условия времени распада эмульсии и испарения воды. Следует избегать того‚ чтобы обработанная поверхность длительное время оставалась открытой‚ так как из-за пыли и загрязнения связующая роль подгрунтовки ухудшится. При относительно небольшой скорости технологического потока устройства асфальтобетонного слоя целесообразно иметь в наличии высокоманевренный минигудронатор небольшой прозводительности. В прохладную и влажную погоду эмульсии целесообразно подогревать до 40–50°С. Приготовление холодных эмульсионно-минеральных смесей Холодные эмульсионно-минеральные смеси предназначены для устройства конструктивных слоев дорожных одежд‚ в том числе покрытий на автомобильных дорогах III–IV категорий. Верхние слои оснований допускается устраивать из эмульсионно-минеральных смесей и на автомобильных дорогах II категории. Для устройства оснований рекомендуются смеси с максимальным размером зерен до 40 мм и содержанем частиц менее 0‚071 мм до 4%‚ а для покрытий с максимальным размером зерен до 20 мм и содержанием частиц менее 0‚071 мм – до 9%. При этом глинистых частиц не должно быть более 2 %‚ а содержание органических примесей в составе минеральной части смеси не должно превышать 0‚2% по массе. Ориентировочный состав эмульсий следующий: •битум марки БДУ 200/300 или (БНД 200/300) – 60–65%; •пластификатор – 5–10%; •эмульгатор типа «Амдор-М» – 1‚0%; •соляная кислота – 0‚3%; •хлористый кальций –‚3%; •технический керосин – 1‚0%; •вода – остальное Минеральная часть смеси должна иметь непрерывную плавную гранулометрию. Анализ зернового состава минеральной части смеси для эмульсионно-минеральных материалов‚ по нормативным и информационным документам России‚ Белоруссии‚ Франции и Финляндии‚ позволил составить кумулятивную таблицу гранулометрии минеральной части таких смесей (табл. 1). Таблица 1 | Массовая доля, % зерен мин. материала мельче, мм | Мелкозернистая смесь | Крупнозернистая смесь | 40 | – | 100 | 25 | 100 | 80–100 | 20 | 90–100 | 73–90 | 15 | 80–90 | 63–80 | 10 | 70–80 | 50–70 | 5 | 50–65 | 35–50 | 2,5 | 35–50 | 25–35 | 1,25 | 28–42 | 17–28 | 0,63 | 22–33 | 12–22 | 0,315 | 17–27 | 8–17 | 0,14 | 10–16 | 5–10 | 0,0 | 5–9 | 3–5 |
Смеси‚ в зависимости от назначения‚ могут быть щебеночно-песчаные или гравийно-песчаные. Для обеспечения хорошей обрабатываемости минеральная смесь должна иметь влажность порядка 2–4%. В качестве исходного битума для эмульсий предпочтение следует отдавать нефтяным битумам из малопарофинистых высокосмолистых тяжелых нефтей‚ обеспечивающих стабильность свойств вяжущего во времени. Из отечественных битумов предпочтение следует отдавать битумам марки БДУ производства АО «Битран» (г. Ухта). Условная вязкость исходного битума должна быть в пределах 200–300 ед. пенетрации. При этом в зависимости от срока хранения готовой смеси в штабеле и содержания мелких частиц в минеральной части смеси при производстве эмульсии следует вводить пластификаторы из условия достижения и сохранения требуемой удобоукладываемости приготовленной смеси в течение необходимого периода времени. В качестве пластификатора могут использоваться маловязкие гудроны‚ топочный мазут или моторное топливо.
|