Система классификации JASO JASO DX-1 (проект) - новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии. Долгое время японские OEM"s рекомендовали к применению (за пределами Японии) масла категории API CD. Однако на сегодняшний день ни одна из спецификаций API не учитывает увеличивающиеся требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработанных газов. По этой причине сперва была создана дополнительная категория API CD+, а потом - проект новой категории API PC-8, который так и не был осуществлен. Японская организация автомобильных стандартов (JASO) приняла решение о создании собственной спецификации на моторные масла для дизельных двигателей японского производства. Необходимость в отдельной спецификации объясняется несколькими причинами: Первая - это высокая степень износа деталей клапанного механизма, при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4). Для измерения защиты от износа, планируется проводить испытания на типичном японском двигателе Mitsubishi 4D34T. Вторая - высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже. Для максимального соответствия реальным температурным условиям, измерения отложений на поршне планируется проводить на двигателе Nissan TD-25. Третьей основной причиной для принятия новой спецификации является все большее распространение японских двигателей с системой повторного сжигания отработанных газов - exhaust gas recirculation (EGR). EGR способствует увеличению количества кислот сгорания, что может значительно усилить коррозионый износ. По этой причине в спецификации JASO DX-1, вероятно, будут включены требования по минимальному значения TBN (не менее 10 по методу ASTM D 4739, что приблизительно равно 11-12 TBN по методу ASTM D 2896). Коммерческое представление JASO DX-1 намечено на апрель 2001 года. Система классификации ССМС Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Commitee of Common Market Automobile Constructiors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторныз масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских масел, применяемых для сервисного обслуживания" (CCMC European Oil Sequences for Service-Fill Oils). Последнее издание этой спецификации появилось в апреле 1991 года под номерами FL/19/91, Fl20/91. В 1991 году спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности, ввиду применения новых составов топлива и ужесточения эксплуатационных условий работы новейших двигателей. Все это привело к введению дополнительных спецификаций: • ССМС G4, CCMC G5; • CCMC D4, CCMC D4; • CCMC PD2. Спецификация ССМС G4: • с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2; • масла нормальной вязкости SAE 10W-XX, SAE 15W-XX и SAE 20W-XX; • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений; • ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя. Спецификация CCMC G5: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC G3; • маловязкие легкотекучие масла SAE 5W-XX и SAE 10W-XX; • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений; • по сравнению с CCMC G4 ужесточены требования к противоокислительной стабильности, моющим и противоизносным свойствам. Спецификация CCMC PD2: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC PD1; • ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов. Спецификация CCMC D4: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D2; • масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок; • более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов; • уменьшенный выброс сажи. Спецификация CCMC D5: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D3; • масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях; • продленный интервал замена масел; • более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров; • уменьшенный износ коромысел клапанов; • уменьшенный выброс сажи; • соответствует спецификациям на масла SHPD. Прежние спецификации системы CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам: - CCMC G1 - соответствовала API SE; - CCMC G2 - соответствовала API SF; - CCMC G3 - маловязкие всесезонные масла, превышающие требования API SF; - CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE; - CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A; - CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C; - CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей. Система классификации ССМС действовала до конца 1995 года. |