Сравнение требований к новейшим американским категориям моторных масел для дизельных двигателей Испытание | API CD | API CD-II | API CE | API CF | API CF-2 | API CF-4 | API CG-4 | APICH-4 (PC-7) | CRC-l 38. Коррозия подшипников, чистота поршня | + | + | + | ++ | ++ | + | +++ | +++ | Последовательность IIIE. Высокотемпературное окисление, износ и загущение масла | | | | | | | ++ | +++ | CAT 1G2. Отложения на поршне | + | + | + | | | | | | CAT 1 M-PC. Отложения на поршне и расход масла | | | | + | ++ | | | | CAT 1K. Отложения на поршне и расход масла | | | | | | ++ | | | CAT 1N. Отложения на поршне и расход масла | | | | | | | +++ | +++ | Detroit Diesel 6V-92TA. Износ кольца и втулки в двухтактных двигателях | | + | | | ++ | | | | Mack T7. Прирост вязкости масла | | | + | | | + | | | Mack T8. Прирост вязкости масла от сажи | | | | | | | ++ | ++ | Mack T6. Износ колец и втулок, расход масла | | | + | | | + | | | Cummins NTC-400. расход масла, износ, отложения | | | + | | | ++ | | | GM 6,2 L, RFWT. Износ ролика-толкателя | | | | | | | + | + | Стендовое испытание коррозии | | | | | | + | + | + | Пенообразование | | | | | | | + | + | HEU 1, Аэрация | | | | | | | + | + | Caterpillar TO-4 | | | | | | | | + | Allison C-4 | | | | | | | | + |
Примечание: уровень требований: + - низкий; ++ - средний; +++ - высокий. Примерный состав присадок в американских моторных маслах для дизельных двигателей, в % (от массы) Присадки | API CC | API SD/CD | API SE/CD | API SG/CE | API CF-4/SH | API CG-4/SH | Дисперсант беззольный Тиофосфонат | 1,5 0,8 | 4,0 - | 5,5 - | 6,0 - | 6,0 - | 7,5 - | Сульфонаты металлов базовый Фенат кальция базовый | 0,5 - | 3,0 2,0 | 3,0 2,0 | 2,0 2,0 | 2,0 2,0 | 2,0 2,0 | Другие антиоксиданты ZDDP | - 0,7 | - 0,7 | - 2,0 | 0,3 1,0 | 0,6 1,0 | 0,6 1,3 |
По старой системе API, основные свойства и назначение масла обозначались принятыми терминами и буквами. На сегодня эта система отменена, но в названиях современных марок масел иногда встречаются применявшиеся ране термины. Основные обозначения: • Regular oil - минеральное масло без присадок, полученное путем вакуумной дистилляции без дальнейшей обработки (straight mineral oil); • Premium oil - минеральное масло с противоокислительными присадками; • Heavy Duty oil, HD oil - масло с противоокислительными, моющими и диспергирующими присадками для мощных двигателей; • ML - масло для бензиновых двигателей, работающих в легких условиях (L - light); • ММ - масло для бензиновых двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М - moderate); • MS - масло для бензиновых двигателей, работающих в тяжелых условиях (S - severe); • DG - масло для дизельных двигателей, работающих в легких условиях (G - general); • DM - масло для дизельных двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М - moderate); • DS - масло для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях (S - severe). Категория энергосберегающих масел Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC "энергосберегающее" масло ("Energy Conserving" Oil). Ранее энергосбережение определялось по методике Последовательности VI (Sequence VI, ASTM RR D02 1204). Данная методика использовалась для сертификации масел категории API SH на уровни (степени) энергосбережения: API SH/EC - 1,5% экономии топлива и API SH/ECII - 2,7% экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30. С 1 августа 1997 года экономия топлива определяется по новой методике ASTM RR D02 1364, Последовательность VIA (Sequence VIA), согласно которой маслу может быть присвоена только одна степень энергосбережения (ЕС). Пример: API SJ/EС. Энергосберегающие масла предназначены для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. В настоящее время разрабатывается аналогичная категория масел для мощных дизелей. Система классификации ILSAC Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JAMA совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3. • категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40 ,50, 60; • категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 году, должна соответствовать требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 - SAE 0W-20, 5W-20; • категория ILSAC GF-3, проект опубликован в августе 1998 года, предполагается ввести в действие в 2001г. и будет соответствовать новой категории API Sl (PS 06). Основные отличия масел категории ILSAC: • низкая вязкость - 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 10^6 с^-1 • малая летучесть (по Нок или ASTM); • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание "General Motors"); • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV); • высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability); • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA); • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора). |