Все это непосредственно относится к перевозкам наливных химических грузов. Объемы их производства и перевозок на внутреннем рынке составили в 2003 г. более 24,5 млн. тонн, а экспортный грузопоток - более 12,6 млн. тонн. Устойчива тенденция к увеличению, однако ограничения транспортных тарифов и нехватка подвижного состава негативно сказываются на цене, и предприятия не могут получить существенной выгоды от благоприятной ценовой конъюнктуры на европейском рынке. Транспорт и внешняя торговля связаны самым тесным образом. Нарушение транспортного процесса чревато материальными потерями для экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными перевозимые товары. Статистический анализ внешнеторговых перевозок наливных химических грузов показал: основной грузопоток (более 85%) осуществляется в направлениях стран Западной и Восточной Европы (Голландия, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), Финляндии, США. Транспортировка этих грузов производится с неоднократными переливами в местах перевалки, на стыках смены видов транспорта или ширины железнодорожной колеи. Груз перевозится в цистернах до какого-либо порта, затем - танкером до европейского порта. Потом или слив в портовое хранилище (с последующим перемещением в евроцистерны) или непосредственно в цистерны для доставки потребителю. Во время всех этих операций происходят, во-первых, потери продукта при испарении, во-вторых, растут затраты, в-третьих, увеличиваются сроки доставки груза. Из-за ограниченной мощности переливочных станций в портах возникает простой большого количества вагонов. Возрастают и издержки, и риск пожарной и экологической опасности. Такая перевозка наливных химических грузов в цистернах увеличивает стоимость товара на 45-60% в сравнении с перевозкой в танк-контейнерах. Контейнеры сочетают в себе преимущества, обеспечивающие высокие экономические и экологические характеристики. Как транспортное оборудование контейнеры пригодны для перевозки различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Как грузовая единица контейнеры позволяют избежать перегрузок при комбинированных перевозках в местах стыков видов транспорта или смены железнодорожной колеи. Как тара (используемая также для хранения на складе) контейнеры занимают относительно мало площади, особенно при штабелировании.
|