Короткий жизненный цикл товара. Ключевым фактором, объясняющим короткий жизненный цикл товара, является рост резистентности к антиинфекционным химиопрепаратам (бактериальное сопротивление). В связи с этим разработчики новых препаратов не успевают вернуть вложенные в проект инвестиции. Этот фактор привел к появлению представлению о том, что наиболее эффективное использование инвестиций на разработку новых антибиотиков присуще только крупным компаниям-производителям. Несмотря на большой размер рынка (как говорилось ранее, около 25-30 млрд. долларов), 70% компаний крупнейших компаний полностью свернули, либо резко сократили свои усилия в области разработки новых препаратов. Инновационную активность в области разработки новых препаратов в последнее время взяли на себя более мелкие производители, они в свою очередь разрабатывают новации новых оригинальных препаратов, дорабатывают начатые крупными компаниями клинические программы. При этом, сохраняется роль крупных компаний, которые включаются в процесс разработки нового антибиотика на стадии его лицензирования и вывода на рынок, т.к. для завоевания ниши на рынке антибиотиков требуются значительные коммерческие усилия, которые могут позволить себе только крупные компании. Ограничения использования определенных антибиотиков со стороны вышестоящих институтов. С целью снижения роста резистентности к антиинфекционным препаратам (например MRSA), правительства многих государств ввели ряд ограничений, способствующих сокращению числа необоснованных и необдуманных действий в области применения антибиотиков. Стадия зрелости мирового рынка антибиотиков. Стадия зрелости рынка антибиотиков обусловлена снижением темпов роста рынка и расширением числа антибиотиков-дженериков. Поэтому для повышения конкурентоспособности своих препаратов фирмам-производителям в острой конкурентной борьбе необходимо четко дифференцировать свою продукцию (например, акцентировать внимание на превосходящую эффективность препаратов и/или их безопасность). Только дифференциация позволит завоевать определенную долю рынка и приведет к коммерческому успеху. В то же время существует тенденция, которую одновременно можно рассматривать и как положительную, и как отрицательную – отсутствие универсальной группы антибиотиков, которые могли быть применены в отношении всех инфекционных заболеваний, но определенные тенденции все же существуют. Пенициллины, например, в большинстве случаев применяют в отношении положительных граммов болезнетворных микроорганизмов; цефалоспорины – в отношении положительных и отрицательных микроорганизмов, хинолоны – в отношении отрицательных микроорганизмов; при лечении инфекционных заболеваний дыхательных путей и мочевыделительной системы наибольшую популярность имеют антибиотики группы макролидов. Кроме того, необходимо учитывать, что антибиотики различных групп и подгрупп при лечении определенных инфекционных заболеваний могут быть рассмотрены и как товары-субституты и как товары-комплименты (товары дополняющего ассортимента), используемые в комплексной терапии. Мировой рынок антибиотиков традиционно рассматривают в 2 плоскостях: • Розничный рынок антибиотиков, который оценивается в 62% общего объема продаж антибиотиков. Для данного сегмента рынка характерна более низкая стоимость препаратов в совокупности с имеющейся перспективой роста. • Рынок медицинских учреждений, для которого характерна более высокая средняя цена на препараты и более высокая перспектива роста. Сегмент медицинских учреждений растет более высокими темпами, для него характерен более значительный рост резистентности к антибиотикам, присуща более высокая степень инновационности (степень внедрения в практику новых препаратов) антибиотиков парентерального введения. В связи с этим, несколько крупнейших производителей антибиотиков недавно приняли для себя ряд стратегических решений по расширению своего присутствия в данном сегменте рынка за счет приобретения других компаний и/или лицензирования новых препаратов. Что касается завоевания новых ниш в сегменте розничных продаж антибиотиков, то оно ограничивается потенциалом продаж и требует большой степени инновационности, это приводит к снижению усилий в области разработок препаратов для данной области и снижению управляемости ценами – двух ключевых факторов, которые в свою очередь повышают привлекательность стратегии завоевания доли рынка в секторе медицинских учреждений. Что касается рынка цефалоспоринов, то объем продаж в сегменте медицинских учреждений данного рынка оценивается в 2 млрд. долларов ежегодно. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка цефалоспоринов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антибиотиков цефалоспоринового ряда в России». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование |