РЫНОК ЦЕФАЛОСПОРИНОВ: мировые тенденции |
Мировой рынок антибиотиков, представляющих одну из главных категорий терапевтических препаратов, оценивается в 25-30 млрд. долларов, несмотря на растущее число более дешевых препаратов-дженериков. |
Шесть антибиотиков достигают ежегодных объемов продаж более чем 1 млрд. долларов каждый. Растущая медицинская проблема – рост устойчивости возбудителей внебольничных и нозокомиальных инфекций к антимикробным препаратам – представляет собой новую и расширяющуюся возможность рынка. Резистентность к антиинфекционным химиопрепаратам приводит к тому, что многие антимикробные препараты теряют свою эффективность, в то время как перечень товаров-заменителей является относительно узким. Что касается непосредственно рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда, то мировые продажи этой группы антибиотиков оцениваются в 9,7 млрд. долларов ежегодно. Наибольшую долю составляют цефалоспорины для перорального применения, в то время как доля антибиотиков цефалоспоринового ряда для парентерального введения охватывают около 27% рынка, составляя 2,6 млрд. долларов. В настоящее время существует большое количество препаратов-дженериков в сегменте парентеральных цефалоспоринов. Так, только в период с марта 2000 года по сентябрь 2006 года FDA (Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США) одобрило 28 антибиотиков-дженериков в сегменте парентеральных цефалоспоринов: в подгруппе цефотаксима (5 препаратов), цефазолина (4), цефуроксима (2), цефтриаксона (14) и цефокситима (3). Появление препаратов-дженериков значительным образом сказывается на снижение продаж оригинальных препаратов. Так, например, компания Roche, получившая патент на выпуск препарата Роцефин до 2005 г. и имевшая выручку от продаж данного препарата в 2003 и в 2004 годах равную более чем 1 млрд. долларов, столкнулась в 2005 г. с резким падением выручки (до 746 миллионов долларов) за счет вывода на рынок препаратов-дженериков. Компания Lupin была первой, которая получила одобрение FDA на свою версию антибиотика-цефтриаксона, в то же время свои версии данного препарата имели компании Sandoz, Orchid и Baxter. Основной патент на препарат Максипим (цефепим гидрохлорид) истек в марте 2007 года, хотя существует еще 2 патента на этот препарат, срок действия которых до февраля 2008 года. Ниже представлены основные положительные характеристики, которые присущи рынку антибиотиков в целом: 1. Значительный рост рынка в стоимостном исчислении за счет появления новых более дорогих видов препаратов, своего рода плата за новые дополнительные свойства препаратов. Например, стоимость антибиотика Зивокс (действующее вещество Линезолид, антибиотик группы оксазолидинонов), одного из последнего препарата ввденного в медицинскую практику, составляет на российском рынке около 2000 рублей (суспензия в пакете 2мг/мл 300мл №1). 2. Рост рынка обуславливается увеличением числа пожилых людей и других лиц, для которых характерен относительно слабый иммунитет. В то же время для рынка антибиотиков характерен ряд факторов, позволяющий оценивать его как относительно непривлекательный рынок: 1. Короткий жизненный цикл товара (ЖЦТ); Остановимся на более подробном рассмотрении отдельных отрицательных тенденций рынка. |
Короткий жизненный цикл товара. Ключевым фактором, объясняющим короткий жизненный цикл товара, является рост резистентности к антиинфекционным химиопрепаратам (бактериальное сопротивление). В связи с этим разработчики новых препаратов не успевают вернуть вложенные в проект инвестиции. Этот фактор привел к появлению представлению о том, что наиболее эффективное использование инвестиций на разработку новых антибиотиков присуще только крупным компаниям-производителям. Несмотря на большой размер рынка (как говорилось ранее, около 25-30 млрд. долларов), 70% компаний крупнейших компаний полностью свернули, либо резко сократили свои усилия в области разработки новых препаратов. Инновационную активность в области разработки новых препаратов в последнее время взяли на себя более мелкие производители, они в свою очередь разрабатывают новации новых оригинальных препаратов, дорабатывают начатые крупными компаниями клинические программы. При этом, сохраняется роль крупных компаний, которые включаются в процесс разработки нового антибиотика на стадии его лицензирования и вывода на рынок, т.к. для завоевания ниши на рынке антибиотиков требуются значительные коммерческие усилия, которые могут позволить себе только крупные компании. Ограничения использования определенных антибиотиков со стороны вышестоящих институтов. С целью снижения роста резистентности к антиинфекционным препаратам (например MRSA), правительства многих государств ввели ряд ограничений, способствующих сокращению числа необоснованных и необдуманных действий в области применения антибиотиков. Стадия зрелости мирового рынка антибиотиков. Стадия зрелости рынка антибиотиков обусловлена снижением темпов роста рынка и расширением числа антибиотиков-дженериков. Поэтому для повышения конкурентоспособности своих препаратов фирмам-производителям в острой конкурентной борьбе необходимо четко дифференцировать свою продукцию (например, акцентировать внимание на превосходящую эффективность препаратов и/или их безопасность). Только дифференциация позволит завоевать определенную долю рынка и приведет к коммерческому успеху. В то же время существует тенденция, которую одновременно можно рассматривать и как положительную, и как отрицательную – отсутствие универсальной группы антибиотиков, которые могли быть применены в отношении всех инфекционных заболеваний, но определенные тенденции все же существуют. Пенициллины, например, в большинстве случаев применяют в отношении положительных граммов болезнетворных микроорганизмов; цефалоспорины – в отношении положительных и отрицательных микроорганизмов, хинолоны – в отношении отрицательных микроорганизмов; при лечении инфекционных заболеваний дыхательных путей и мочевыделительной системы наибольшую популярность имеют антибиотики группы макролидов. Кроме того, необходимо учитывать, что антибиотики различных групп и подгрупп при лечении определенных инфекционных заболеваний могут быть рассмотрены и как товары-субституты и как товары-комплименты (товары дополняющего ассортимента), используемые в комплексной терапии. Мировой рынок антибиотиков традиционно рассматривают в 2 плоскостях: • Розничный рынок антибиотиков, который оценивается в 62% общего объема продаж антибиотиков. Для данного сегмента рынка характерна более низкая стоимость препаратов в совокупности с имеющейся перспективой роста. • Рынок медицинских учреждений, для которого характерна более высокая средняя цена на препараты и более высокая перспектива роста. Сегмент медицинских учреждений растет более высокими темпами, для него характерен более значительный рост резистентности к антибиотикам, присуща более высокая степень инновационности (степень внедрения в практику новых препаратов) антибиотиков парентерального введения. В связи с этим, несколько крупнейших производителей антибиотиков недавно приняли для себя ряд стратегических решений по расширению своего присутствия в данном сегменте рынка за счет приобретения других компаний и/или лицензирования новых препаратов. Что касается завоевания новых ниш в сегменте розничных продаж антибиотиков, то оно ограничивается потенциалом продаж и требует большой степени инновационности, это приводит к снижению усилий в области разработок препаратов для данной области и снижению управляемости ценами – двух ключевых факторов, которые в свою очередь повышают привлекательность стратегии завоевания доли рынка в секторе медицинских учреждений. Что касается рынка цефалоспоринов, то объем продаж в сегменте медицинских учреждений данного рынка оценивается в 2 млрд. долларов ежегодно. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка цефалоспоринов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антибиотиков цефалоспоринового ряда в России». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования |