По соседству с его производством расположен цех других плиточников, использующих традиционную литьевую технологию, но их Серегин даже за конкурентов не считает: цена у них около 400 руб. за 1 кв. м (у Сергея — 620 руб.), но ломается их плитка еще по дороге к клиенту. Конечно, не сразу получилось продавать этот дорогой продукт — бизнес раскрутился после пары лет работы. Теперь идут новые покупатели, которым дали совет старые, кроме того, многие дачники уже прокололись с некачественной плиткой (перекладывать ее, кстати, дороже, чем класть) и уже не экономят. "Обычно половина раствора, который используется для плитки,— это вода. Когда вода в плитке начинает промерзать, случаются разрывы,— описывает Серегин тонкости процесса.— Чем меньше воды в растворе, тем выше морозостойкость. У нас ее только 15-18%. А за счет использования цемента высокой марочности и гранитного отсева вместо песка плитка получается прочная: выдерживает давление около 700-800 кг/куб. см. Можно класть даже на автомобильные трассы". Вместе с Сергеем еду на его передовое предприятие. Оно в паре километров от офиса, в бывшем коровнике. Из 1000 м площади, которые арендует Сергей (в месяц это стоит 30 тыс. руб.), используется пока от силы 200 м. На просторах коровника расставлены поддоны с готовым товаром. Производственный цех отгорожен стеной, в нем бетономешалка и вибростол. Производство выглядит так: в бетономешалку закидывают гранитный отсев (похож на крупный песок), цемент, пластификатор и краситель, поливают все это водой. Через несколько минут перемешивания из бетономешалки извлекают небольшие круглые бетонные комки — упомянутые окатыши. К этому времени на вибростоле уже расставлены пластиковые формы, в которые окатыши и закладывают. Включается моторчик, стол начинает вибрировать, окатыши уплотняются в формах. После этого формы снимают сушиться. Всего тут работает три человека. "Обычной песчано-бетонной плитке надо сохнуть несколько дней,— объясняет Серегин.— У нас за счет химического процесса, в котором участвуют компоненты раствора при малом количестве воды, плитка через 12 часов начинает сама нагреваться. Температура порядка 80 градусов обеспечивает выпаривание воды". Таким образом, уже через сутки прочную плитку можно отправлять клиенту. Себестоимость квадратного метра плитки у Сергея — порядка 420 руб. Продает он ее пока по 620 руб., но грозится пересмотреть цену: спрос в летний сезон хороший. Учитывая, что за месяц на таком предприятии можно произвести около 2 тыс. кв. м (для сравнения: крупный московский производитель "Бетонар" способен изготовить столько за день), нетрудно подсчитать, что доход составит 400 тыс. руб. в месяц. Правда, Сергей включает в себестоимость лишь затраты на сырье — не учитывает аренду, зарплаты, электричество. Если щедро выделить на все эти расходы 150 тыс. руб. ежемесячно, все равно останется около 250 тыс. руб. Весьма интересно прикинуть, сколько надо потратить на открытие. Средства производства Основные средства производства — бетономешалка и вибростол — обойдутся недорого. Небольшая бетономешалка стоит не дороже 10 тыс. руб. В интернете описан способ изготовления вибростола из столешницы и моторчика от точильной машины. Я, впрочем, в Кулибины не стремлюсь — куплю готовый за 20 тыс. руб. Конечно, следует найти помещение под производство. Позвонив в одну из риэлтерских компаний, я подыскал подходящий вариант: на юге Московской области в пределах 100 км от столицы можно снять квадрат примерно за 150 руб. в месяц. Для начала мне хватит 100 м, так что в месяц получится около 15 тыс. руб. Электроэнергии в плиточном производстве потребляется относительно немного, так что выделю на нее еще около 5 тыс. руб. ежемесячно, с запасом. Щекотливый вопрос с технологией производства. Московская компания "Систром", например, предлагает свои технологии за 132 тыс. руб.— с обучением и выдачей документации. Однако мне жалко выбрасывать на технологию больше, чем стоит оборудование. Технология производства плитки продается и в нижегородской фирме "Кремнегранит ЭКО" вместе с трехдневным обучением — за 50 тыс. руб. Поскольку я не хочу рисковать — начинать дело неучем, пожалуй, есть смысл потратиться. Далее, нужны формы для литья плитки, благо они есть в свободной продаже. Сразу надо купить хотя бы десяток разных форм (у моего наставника Сергея сейчас имеются формы для производства 140 различных видов плитки). Если закупать по 1 кв. м каждого вида по 1,5 тыс. руб., уйдет 15 тыс. руб. Еще надо просчитать стоимость сырья на первый месяц работы. Гранитный отсев нашелся по цене около 1 тыс. руб. за кубометр (Серегин, правда, говорит, что берет где-то за 800 руб.). Турецкий высокомарочный цемент можно найти примерно по 200 руб. за мешок (в кризис он подешевел вдвое). Плюс красители — в зависимости от производителя и цвета они стоят от 70 до 300 руб. за кило, а также пластификаторы — около 60 руб./кг. Если я буду ориентироваться на выпуск 2 тыс. кв. м плитки в месяц, в первый месяц надо будет потратить порядка 800 тыс. руб. на сырье. Итак, 120 тыс. руб. на оборудование и аренду, 800 тыс. руб. на сырье. Еще где-то 80 тыс. кину на зарплату сотрудникам. Назначив мастеру щедрый оклад в 50 тыс. руб., чтобы не ленился соблюдать технологию, сэкономлю на грубой рабочей силе: паре человек, которые будут подносить цемент, положу по 15 тыс. руб. Итого первоначальные вложения в бизнес составят порядка 1 млн руб. Можно продавать товар. Сбытовые проблемы Хотя мой бизнес и будет состоять из бетономешалки и стола с моторчиком, вокруг уже третье тысячелетие и интернет-эра. Поэтому клиентов есть смысл получать из интернета. Например, у Сергея Серегина на сайте подробно описаны преимущества его технологии, и эта реклама работает. Интересуются даже покупатели издалека — так, недавно Сергей договорился о поставках в Псковскую область. Знакомый составил мне такую смету: $300 за создание сайта, еще около $1 тыс. на его рекламу и продвижение. И можно ждать первых звонков от клиентов. Для дачников, которые еще не в сети, есть смысл организовать продажу на строительном рынке. На "Каширском дворе" мне предложили снимать 30 м за 3,8 тыс. руб. в месяц с квадрата. Однако это слишком мало для того, чтобы иметь запас плитки на продажу, и слишком много для выставочного стенда. Поэтому тратить лишние 120 тыс. руб. в месяц я не стану. Вполне можно воспользоваться моделью Серегина, который договорился с продавцами, что те будут выставлять стенд с его плиткой и брать с каждой продажи 10%. Лучше всего, по словам Серегина, в качестве рекламы работает сарафанное радио. Когда дачник видит, как хорошо лежит плитка у соседа, скорее всего, он поинтересуется, где такую купить. У меня готовых объектов еще нет. Зато есть родственник-плиткоукладчик. Заказов летом у него много — чтобы привлечь клиента, хватает объявления в газете и старых связей. Предложу Дмитрию 10% от стоимости плитки за то, что он отрекомендует мой товар,— это может обеспечить сбыт 300-500 кв. м в месяц. Если наладить контакты с прочими бригадами, можно обойтись и без другой рекламы. Еще думаю обходиться первое время без офиса. Итого: запуск моего бизнеса обойдется примерно в 1,1 млн руб. Это не сильно отличается от оценок Сергея Серегина, который посоветовал начинать с 1,5 млн руб. Окупить вложения можно за сезон, примерно с апреля по октябрь. Если прибыль каждый месяц будет составлять 250 тыс. руб., к концу сезона я успею заработать как раз 1,5 млн руб. Правда, зимой придется нести убытки: в холодное полугодие оживить бизнес не помогают даже скидки. Кстати, клал бы себе, искал бы плитку именно зимой. Не получится работать и на склад — минус малого производства. Когда спрос есть, таким бизнесменам, как я, удается привлекать клиента индивидуальным подходом. Лепим всю зиму, к примеру, желтых бабочек, а в следующем сезоне оказывается, что они уже не в моде,— такая схема мне не подходит. На практике это означает, что около 90 тыс. руб. я буду платить за аренду помещения зимой, ничего при этом не производя. Впрочем, меня это не сильно смущает: заработаю в следующем сезоне. Там можно думать и о расширении, ведь с моим оборудованием можно производить облицовочный камень и даже мелкие архитектурные формы вроде садовых ваз. А если постараться, то и отлить для эстетов девушку с веслом или купидона на фонтан. По материалам Журнал «Деньги» С бизнес-планом организации производства тротуарной плитки Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Бизнес-план производства тротуарной плитки методом вибропрессования мощностью 300 тыс.кв.м. в год». |