В августе этого года ученые прогнозировали появление еще одного проседания почвы. В частности, они предполагали, что новая воронка может возникнуть из-за увеличения скоростей оседания в районе административно-бытового корпуса Березниковского шахто-строительного управления и автомобильной кольцевой дороги. Исследования выявили потенциально опасный участок, расположенный в 400 метрах от засыпанной воронки, возле здания шахтостроительного управления. «Этот район характеризуется высокими скоростями оседаний, сконцентрированными на локальном участке, - говорится в сообщении ОАО «Уралкалий». - По рекомендациям научных институтов определена опасная зона, которая оцеплена и находится под охраной с весны 2011 года. Доступ людей на эту территорию запрещен. Все ближайшие производственные и транспортные объекты, в том числе железная дорога, находятся на удалении от района оседаний и в зону риска не попадают. В течение 2011 года на этом участке регулярно проводятся исследования: ОАО «Галургия» и Горный Институт РАН выполняют еженедельный анализ ситуации. Ученые, в свою очередь, уверены, что новая воронка не представляет никакой опасности. «В этом месте возможно простое оседание земной поверхности в пределах трех-четырех метров, - предупредил Аркадий Гринберг. Но заместитель директора Горного института УрО РАН Игорь Санфиров опасается , что зона проседания не локализуется в пределах первых 10-20 метров, а распространится глубже. Ранее 25 ноября 2011 года администрация Березников и ОАО «Уралкалий» отчитались о засыпке воронки на железнодорожной станции Березники, размеры которой составляли 123 на 70 метров. Площадь засыпанной территории составила 9 тысяч 600 кв. метров. К 2013 году планируется построить железнодорожные пути и возобновить работу станции. Как уже сообщал Gudok.ru, провал грунта произошёл в ночь с 24 на 25 ноября 2010 года в нечётной горловине станции Березники в момент прохождения грузового состава. При этом один из вагонов с грузом удобрений оторвался от поезда и угодил в яму. Разросшаяся воронка превратила узловую станцию в тупиковую, железнодорожникам пришлось отказаться от использования сортировочной горки. Согласно данным, которые РЖД распространила сразу после аварии, длина провала составила 50 метров, глубина - 20 метров, а ширина - 50 метров. Пассажирское движение тогда осуществлялось до станции Березники-сортировочная, откуда пассажиров отвозили в город автобусами. Продукцию с фабрики Первого рудоуправления ОАО «Уралкалий» до пунктов погрузки также стали доставлять автотранспортом. За прошедшие затем восемь месяцев воронка разрослась в размерах, превысив сто метров в длину. Однако в апреле 2011 года специалисты ОАО «Галургия» и Горного института уральского отделения РАН пришли к выводу, что провал можно засыпать. Подобную воронку, образовавшуюся на месте карстовых полостей, в России ликвидируют впервые. По словам первого заместителя главы администрации Березников Владимира Шанина, к 1 августа в воронку уже было заложено 47,3 тыс. тонн смеси. «Станция нужна нашему городу. На ней «завязаны» многие промышленные предприятия, которые отправляют свою продукцию железнодорожным путем, - отметил он. - К тому же мы получим бесценный, уникальный опыт по засыпке подобных провалов». Ранее чрезвычайная ситуация сложилась на Березниковском руднике Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей (разрабатывает «Уралкалий») в октябре 2006 года после попадания грунтовых вод в шахту с последующим разрушением грунта. В результате аварии на руднике на участке железной дороги, попавшей в зону возможного провала, было прекращено пассажирское движение и ограничена скорость грузовых составов. Автор: Иван Гребенников Гудок |