Задача заключается в равномерном нанесении покрытия в течение короткого процесса, получении однородной поверхности и требуемой толщины покрытия. Окраска рулонной стали производится на автоматизированных линиях валковым методом. Для окрашивания проката применяются эмали различных фирм. С помощью метода горячего каширования возможно нанесение защитной пленки в целях сохранения декоративного покрытия. Выбор подката напрямую влияет на свойства при обработке и коррозионную устойчивость продукции с полимерным покрытием. Для хорошей коррозионной устойчивости лучшим выбором является более толстый слой цинкового покрытия. С другой стороны, если основным требованием к металлу является возможность глубокой профилировки без появления ломкости, лучше использовать тонкое и эластичное цинковое покрытие, устойчивое к появлению трещин. Обработка поверхности, производимая в начале технологического цикла перед нанесением слоя полимерного покрытия, обеспечивает хорошую адгезию между слоем грунта и металлическим основанием. Грунт наносится в основном для увеличения сцепления полимерного покрытия и основания, а также для улучшения эластичности и коррозионную устойчивость. Полимерное покрытие лицевой стороны и самоклеящаяся пленка, в случае ее использования, обеспечивают необходимые характеристики поверхности, такие как вид поверхности (цвет, текстура, блеск, внешний вид), прочность и устойчивость к истиранию и ультрафиолетовому излучению. В зависимости от предъявляемых требований возможно нанесение только грунта или грунта с полимерным покрытием на одну или обе стороны листа. Есть два основных непрерывных способа нанесения покрытий: валковый (жидкие покрытия) и электростатический (порошковые краски). В следующих частях главы эти технологии будут рассмотрены более подробно. Ниже приведены характеристики производственных линий, которыми располагают российские предприятия в настоящий момент. Нанесение жидких покрытий методом coil coating Coil Coating является овременным методом проведения окрасочных работ, когда нанесение лакокрасочных покрытий происходит в поточных автоматизированных линиях. В этом процессе металлические листы (ленты) рулонного проката подвергаются специальной обработке и последующему нанесению лакокрасочных материалов (ЛКМ) с помощью валковых машин. Предварительная окраска листового металла позволяет снизить общую стоимость продукции на 20-30 %. Процесс является экономичным за счет: - Исключения операции смазки и расконсервирования металлических рулонов;
- Исключение потерь ЛКМ и органических растворителей;
- Высокой производительности установки койл-коутинга.
Технология окраски рулонного металла непрерывным способом («койл-коатинг») появилась почти 60 лет назад в США. За последние 30 лет эта технология получила широкую популярность. Порошковое окрашивание, несомненно, занимает основную нишу в окраске разнообразных материалов, но для профилированных изделий из металла конкуренцию с койл-коутингом этот метод не выдерживает. Технологический процесс окраски рулонного металлопроката представлен следующими этапами: - Подготовка поверхности перед окраской
- двойное обезжиривание поверхности листа в специальных ваннах с применением вращающихся щеток, с последующей двойной промывкой чистой водой распылением форсунками; - пассивация поверхности листа специальным хроматирующим раствором с последующей сушкой горячим воздухом - Окраска листа
- нанесение грунтовки валковым методом (цель: достижение адгезии); - сушка грунтовочного слоя в сушильных печах по зонам при заданных температурах; - нанесение эмали, метод нанесения - валковый (окрасочными валами); - сушка эмали в сушильных печах по зонам при заданных температурах; - намотка окрашенного листа в рулоны. Режим отверждения и сшивающие добавки выбираются в зависимости от максимальной температуры нагревания метала, от его типа и толщины. Время отверждения колеблется между 20 и 70 секундами при пиковой температуре металла (ПМТ) от 240ºС до 249ºС. Помимо стали, к металлам, к которым применяется технология coil coating относятся белая жесть и алюминий. В России именно валковый метод окраски рулонного металла является основным. Производство осуществляется на оборудовании зарубежных фирм, среди которых наиболее часто встречаются линии FATA. Минимальная стоимость линии окраски мощностью 50 тыс. тонн составляет 2100 тыс. USD (китайского производства, без учета стоимости доставки в Россию и расходов по установке и пр.). Ниже приведено схематическое изображение непрерывной линии по окраске рулонного металла. В таблице представлен пример перечня оборудования, входящих в линию окраски. Рис. 2.1 Схема процесса coil coating. |