Виды ламинированных пленочных материалов Для упаковки различной продукции используются однослойные, многослойные и комбинированные материалы. В данном отчете будет рассмотрен рынок многослойных и комбинированных материалов. Термин "многослойные материалы" относится к группе материалов, состоящих только из слоев синтетических полимеров, в то время как в состав комбинированных материалов входят слои материалов различного типа (бумага, фольга, ткань). Широта применения данных материалов объясняется практически неограниченными возможностями варьирования их свойств за счет: - выбора состава композиционного материала; - установления порядка чередования слоев; - обеспечения необходимого уровня адгезионного взаимодействия между слоями; - выбора оптимальной технологии и оборудования для получения конкретного материала. Порядок чередования слоев, т.е. структура композиционного упаковочного материала, определяется его функциональным назначением. Внешний слой (субстрат) осуществляет защиту от внешнего воздействия, а также служит основой для нанесения красочной печати. Обычно это двухосноориентированные полиэфирные, полипропиленовые или полиамидные пленки, бумага, картон. Внутренний слой обеспечивает герметизацию упаковки. Средний или внешний слой обеспечивают барьерные свойства. Ниже представлена характеристика наиболее распространенных видов многослойных (комбинированных) материалов БОПП/БОПП. Материал обладает хорошей паро- и газонепроницаемостью, ароматостойкостью и высокой стойкостью к низким температурам. Материал БОППмет/БОПП обладает хорошей жиростойкостью. Пригоден для использования на упаковочных автоматах горизонтального и вертикального типов (российского и зарубежного производства). Материал применяется для упаковки кондитерских изделий, бакалеи, готовых завтраков, орехов, замороженных продуктов (пельмени), пестицидов, кофе, чай, хлеба и хлебопродуктов. ПЭТ/ПЭ. Материал обладает высокой аромато-, паро- и газонепроницаемостью и высокой жиростойкостью, термосвариваемый в пределах 140-180 градусов. Материал пригоден для использования в автоматах вертикального и горизонтального типа (российского и зарубежного производства) с температурой фасовки до 40 градусов. Пригоден для использования в технологии "Дой-Пак". Материал применяется для упаковки кофе, чая, соусов (майонез, кетчуп), замороженных мясопродуктов (пельмени, клецки и т.д.), пищевых ингредиентов, блюд быстрого приготовления (специи, снеки), а также средств бытовой химии, пестицидов, шампуней и т.д. ПЭТ/фольга/ПЭ «Триплекс» на основе алюминиевой фольги - это стойкий материал к воздействию температур до 105 0С (пастеризация), что обеспечивает стойкость упаковки при горячей фасовке; • обладает высокой прочностью и герметичностью сварного шва; • обеспечивает высокие барьерные свойства по газопроницаемости, влагостойкости и посторонним запахам, защиту от солнечного света, а, следовательно, обеспечивает более длительное хранение упакованного продукта; • обладает высокой прочностью, жесткостью и стойкостью к проколу; • может применяться в качестве асептической упаковки; • обладает стабильной формой упаковки. Пригоден для горячей фасовки при температуре до 100 градусов (асептической фасовки). Пригоден для использования в технологии "Дой-Пак". Применяется для упаковки продуктов длительного хранения, обладающих высокой жирностью, пищевых ингредиентов, детского питания, кофе, чая, химикатов, кетчупа, соков, сухого молока, специй, блюд быстрого приготовления, лекарственных препаратов, стерилизуемого медицинского инструмента. БОПП/ПЭ. Материал обладает хорошей паро- и газонепроницаемостью, высокой стойкостью к низким температурам и точечному проколу. Обладает хорошей термосвариваемостью при температуре 120-160 градусов. Пригоден для использования на автоматах вертикального и горизонтального типов (российского и зарубежного производства) для фасовки продуктов при температуре до 40 градусов. Применяется для упаковки замороженных продуктов невысокой жирности, кондитерских изделий, муки, сахара, крупяных изделий, синтетических моющих средств, сухого молока, макаронных изделий, готовых завтраков. Бумага/фольга/ПЭ. Материал обладает исключительной аромато-, паро- и газонепроницаемостью, хорошо термосваривается в пределах от 140-180 градусов. При использовании мелованной этикеточной бумаги дает возможность нанесения высоко-качественной офсетной наружной печати. Пригоден для использования в автоматах вертикального и горизонтального типов (российского и зарубежного производства). Пригоден для упаковки методом горячей фасовки при температуре до 80 градусов. Применяется для упаковки специй, детского питания, чая, кофе, химикатов, гигроскопичных фармацевтических препаратов, пищевых ингредиентов, средств бытовой химии, медицинского инструмента и принадлежностей.
Фольга/бумага/ПЭ. Применяется для упаковки масложировой продукции. Не накапливает статическое электричество, что важно для стабильной работы упаковочного оборудования. Бумага/ПЭ. Обладает свойствами, аналогичными Бум/Al/ПЭ, предназначен для упаковки продукции на автоматах без термосварки. Применяется для упаковки сливочного масла, маргарина, мороженого, изделий из творога. БОПП пр./ фольга Al/ ПЭ или ПП. Трехслойные упаковочные материалы на основе алюминиевой фольги и полимерных пленок обладают: • высокими барьерными свойствами по газопроницаемости; • высокой влагостойкостью; • высокой стойкостью к посторонним запахам; • защитой от солнечного света; • высокой прочностью, жесткостью и стойкостью к проколу; • стабильной формой упаковки; • высокой прочностью и герметичностью сварного шва. БОПП пр./ ПЭТФ металл. или БОПП металл./ ПЭ или ПП.
Трехслойным упаковочным материалам на основе металлизированных полимерных пленок характерны следующие свойства: • высокие барьерные свойства по газопроницаемости; • высокая влагостойкость; • высокая стойкость к посторонним запахам; • более высокий выход по сравнению с материалами на основе алюминиевой фольги; • великолепный внешний вид упаковки; • высокие прочностные характеристики упаковки; • высокая стойкость к внешним механическим воздействиям; • высокая прочность сварного шва упаковки. Причины инвестиционной привлекательности На сегодняшний день организация производства гибкой печатной упаковки в российских регионах является одним из самых перспективных направлений в области переработки пластмасс. Речь идет именно о региональных производствах, ориентированных на местные локальные рынки. В скором времени открытие своих производств можно ожидать в большинстве российских областей. Причины столь оптимистических выводов в следующем: Во-первых, главная причина заключается в чрезвычайной географической концентрации действующих производств. Производство гибкой печатной упаковки сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть производителей многослойных материалов – 14 компаний – функционирует на территории Москвы, в Московской области производство ламинатов осуществляют 7 компаний, в Санкт-Петербурге – 6. Таким образом, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге многослойные (комбинированные) материалы производят 27 компаний, которыми производится две трети производимых в России пленочных ламинатов. В настоящее время производство многослойных материалов осуществляется лишь в 20 регионах России. При этом, большинство из региональных производителей могут предложить потребителю очень ограниченный ассортимент продукции. Поэтому для российского рынка является обыденной ситуация, когда потребитель, находящийся, скажем, в Барнауле, заказывает печать упаковки в Санкт-Петербурге. Во-вторых, риски вхождения в отрасль нивелируются чрезвычайной размытостью «потребителей». Если производство гибкой упаковки сконцентрировано в двух столицах, то потребление «размыто» по десятку тысяч крупных, средних и мелких потребителей. Потребителем гибкой печатной упаковки являются как крупные кондитерские «монстры», так и совсем мелкие единицы, предлагающие, скажем, вяленную воблу к пиву. Потребители гибкой упаковки имеются абсолютно в каждом регионе. Конечно, значительная часть производства продуктов питания сконцентрирована в Центральном федеральном округе. На обслуживания этих производств и направлены московские и петербургские производители гибкой упаковки. Да, в этих регионах очень значительным является уровень потребительского спроса, но и конкуренция здесь чрезвычайно высока. Эти рынки уже насыщены. Настала пора инвестиций в региональные производства. Да, сегодня есть крупные региональные центры производств гибкой печатной упаковки. Это – Акерлунд в Краснодарском крае, Данафлекс в Казани, Готек в Курской области, Уралпластик в Екатеринбурге, Ерматель в Новосибирске. Но их явно недостаточно даже в своих регионах. Одному производителю не реально обеспечить потребности различных групп потребителей. Именно поэтому производитель продуктов питания в Барнауле или Челябинске вынужден размещать свои заказы в Санкт-Петербурге. Вот эта «размытость» потребительского спроса является третьим фактором, обуславливающим инвестиционную привлекательность региональных производств. При работе над созданием упаковки возникает масса вопросов, которые требуют гибкости производственного цикла. Данный фактор обуславливается также инновационным характером продукта. Упаковка должна постоянно меняться. В-четвертых, производство гибкой печатной упаковки характеризуется высоким уровнем переменных издержек. Стоимость готовой продукции формируется преимущественно за счет оказываемых услуг: печать, ламинирование, резка, лакирование, нанесение специальных покрытий и т.д. Производители отмечают, что стоимость услуг достигает 70% стоимости готового материала. Поэтому эффект от масштаба производства в данной отрасли не носит определяющего характера. Важнейшими факторами являются гибкость производственного цикла и системы сбыта. Поэтому, мелкие региональные компании на данном рынке всегда будут жизнеспособны. В-пятых, российский рынок обладает значительным объемом потребления и высокими темпами роста. Объем потребления многослойных материалов составил в 2006 г. 77 тыс.тонн, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 31,5%. В условиях количественного роста выход нового производителя не означает перераспределения рыночных долей действующих игроков. Новые производства лишь восполняют недостаток предложения на рынке. Поэтому, мы отмечали, что, не смотря на появление новых производств, действующие игроки непреклонно увеличивают объемы производства. Такая ситуация благоприятным образом сказывается на рыночных ценах, а, следовательно, и на доходности производителей. В-шестых, инвестиционная привлекательность открытия производств гибкой печатной упаковки обусловлена расширением предложения сырьевой базы. Речь идет о БОПП пленках, неориентированных полипропиленовых пленках, ПЭТ пленках, а также адгезивов для ламинации. Если совсем недавно все эти материалы приходилось импортировать, то сейчас они либо начали производиться, либо скоро будут производиться внутри страны. Для производителя ламинатов это означает, во-первых, сокращение издержек на сырье, а значит увеличение прибыльности, во-вторых, уменьшение экономического эффекта от масштаба у крупных производителей. Конечно, крупным компаниям было гораздо легче и дешевле организовать импортные поставки расходных материалов. В последние два года были запущены пять производств БОПП пленок, которые до этого практически полностью завозилась из-за рубежа. Совсем недавно открылись два завода по производства неориентированной полипропиленовой пленки, пригодной для ламинации, которая до этого, также в основном импортировалась. Скоро откроется первое в России производство БОПЭТ пленок. Ну и стоит надеяться, что планы мировых производителей адгезивов открыть производство в России, в скором времени будут осуществлены. Почему спрос на гибкую упаковку будет расти Объем потребления многослойных материалов увеличится к 2015 году до 127 тыс. тонн или на 64,3%. Данный объем будет восполняться как расширением мощностей действующих производств, так и появлением новых. Причины, обуславливающие столь высокие темпы роста, следующие: 1. Качественное изменение рынков отраслей потребления ламинатов. Значительный рост объемов производства многослойных материалов объясняется, прежде всего, не количественным приростом продовольственного рынка, а изменением культуры потребления. Если еще несколько лет назад майонез упаковывался преимущественно в стеклянные банки, пластиковые контейнеры и ведра, то сейчас все большую популярность приобретает упаковка типа дой-пак, произведенная из многослойных материалов. Кетчуп и горчица также стали упаковываться в дой-паки, увеличивается доля фасованных кондитерских изделий, макарон, круп, орехов и сухофруктов. 2. Динамичное развитие розничной торговли. Для привлечения внимания потенциальных потребителей необходима индивидуальная и красочная упаковка продукции. Отсюда, ежегодное увеличение доли фасованной продукции. 3. Региональная диспропорция производства многослойных материалов (концентрация производителей в Москве и Санкт-Петербурге) приводит к появлению новых производств в других регионах. 4. Моральное и физическое устаревание упаковочное оборудование приводит к его замене на новое, более универсальное и производительное. В настоящее время российский рынок ламинатов начинает входить в стадию насыщения: рост рынка продолжается, однако темпы прироста ежегодно снижаются. На 2005-2006 гг. пришлась новая волна развития рынка многослойных материалов, подтверждение тому открытие новых производств, обновление парка оборудования и т.д. Однако в последующие годы прогнозируется ежегодный прирост объемов производства не более чем на 15%. Какие материалы нужны В отраслевой структуре потребления многослойных (комбинированных) материалов преобладает доля ламинатов, основной областью потребления которых является упаковка для кондитерских изделий, их доля составляет около 34,7% общего объема потребления многослойных (комбинированных) материалов как отечественного, так и импортного производства. Значительная доля ламинатов используется производителями масложировой продукции: упаковка для майонеза, кетчупа, мороженого, сливочного масла, глазированных сырков, объем потребления данной отраслью охватывает около 22,2% общего объема потребления многослойных (комбинированных) материалов. Производители снеков также потребляют достаточно большой объем многослойных (комбинированных) материалов (около 13,3%). Совокупный объем потребления многослойных (комбинированных) материалов тремя крупнейшими потребительскими сегментами: кондитерское, масложировое и снековое производство, охватывает около 70,2% общего объема потребления. Остальные отрасли потребляют около 29,8% объема потребления. Подробнее с ситуацией на российском рынке гибкой печатной упаковки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойных ламинированных упаковочных материалов в России».
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |