Спрос требует новых производителей |
Спрос на гибкую печатную упаковку растет стремительными темпами. За 2006 год объем потребления данных материалов увеличился на 31%. Столь высокие темпы будут сохраняться еще многие годы. Не смотря на это, производство печатной гибкой упаковки присутствует лишь в очень ограниченном количестве регионов. |
Виды ламинированных пленочных материалов Для упаковки различной продукции используются однослойные, многослойные и комбинированные материалы. В данном отчете будет рассмотрен рынок многослойных и комбинированных материалов. Порядок чередования слоев, т.е. структура композиционного упаковочного материала, определяется его функциональным назначением. Внешний слой (субстрат) осуществляет защиту от внешнего воздействия, а также служит основой для нанесения красочной печати. Обычно это двухосноориентированные полиэфирные, полипропиленовые или полиамидные пленки, бумага, картон. БОПП/БОПП. ПЭТ/ПЭ. ПЭТ/фольга/ПЭ БОПП/ПЭ.
Фольга/бумага/ПЭ. Бумага/ПЭ. БОПП пр./ фольга Al/ ПЭ или ПП.
Трехслойным упаковочным материалам на основе металлизированных полимерных пленок характерны следующие свойства: • высокие барьерные свойства по газопроницаемости; Причины инвестиционной привлекательности На сегодняшний день организация производства гибкой печатной упаковки в российских регионах является одним из самых перспективных направлений в области переработки пластмасс. Речь идет именно о региональных производствах, ориентированных на местные локальные рынки. В скором времени открытие своих производств можно ожидать в большинстве российских областей. Причины столь оптимистических выводов в следующем: Во-первых, главная причина заключается в чрезвычайной географической концентрации действующих производств. Производство гибкой печатной упаковки сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть производителей многослойных материалов – 14 компаний – функционирует на территории Москвы, в Московской области производство ламинатов осуществляют 7 компаний, в Санкт-Петербурге – 6. Таким образом, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге многослойные (комбинированные) материалы производят 27 компаний, которыми производится две трети производимых в России пленочных ламинатов. В настоящее время производство многослойных материалов осуществляется лишь в 20 регионах России. При этом, большинство из региональных производителей могут предложить потребителю очень ограниченный ассортимент продукции. Поэтому для российского рынка является обыденной ситуация, когда потребитель, находящийся, скажем, в Барнауле, заказывает печать упаковки в Санкт-Петербурге. Во-вторых, риски вхождения в отрасль нивелируются чрезвычайной размытостью «потребителей». Если производство гибкой упаковки сконцентрировано в двух столицах, то потребление «размыто» по десятку тысяч крупных, средних и мелких потребителей. Потребителем гибкой печатной упаковки являются как крупные кондитерские «монстры», так и совсем мелкие единицы, предлагающие, скажем, вяленную воблу к пиву. Потребители гибкой упаковки имеются абсолютно в каждом регионе. Вот эта «размытость» потребительского спроса является третьим фактором, обуславливающим инвестиционную привлекательность региональных производств. При работе над созданием упаковки возникает масса вопросов, которые требуют гибкости производственного цикла. Данный фактор обуславливается также инновационным характером продукта. Упаковка должна постоянно меняться. В-четвертых, производство гибкой печатной упаковки характеризуется высоким уровнем переменных издержек. Стоимость готовой продукции формируется преимущественно за счет оказываемых услуг: печать, ламинирование, резка, лакирование, нанесение специальных покрытий и т.д. Производители отмечают, что стоимость услуг достигает 70% стоимости готового материала. Поэтому эффект от масштаба производства в данной отрасли не носит определяющего характера. Важнейшими факторами являются гибкость производственного цикла и системы сбыта. Поэтому, мелкие региональные компании на данном рынке всегда будут жизнеспособны. В-пятых, российский рынок обладает значительным объемом потребления и высокими темпами роста. Объем потребления многослойных материалов составил в 2006 г. 77 тыс.тонн, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 31,5%. В условиях количественного роста выход нового производителя не означает перераспределения рыночных долей действующих игроков. Новые производства лишь восполняют недостаток предложения на рынке. Поэтому, мы отмечали, что, не смотря на появление новых производств, действующие игроки непреклонно увеличивают объемы производства. Такая ситуация благоприятным образом сказывается на рыночных ценах, а, следовательно, и на доходности производителей. В-шестых, инвестиционная привлекательность открытия производств гибкой печатной упаковки обусловлена расширением предложения сырьевой базы. Речь идет о БОПП пленках, неориентированных полипропиленовых пленках, ПЭТ пленках, а также адгезивов для ламинации. Если совсем недавно все эти материалы приходилось импортировать, то сейчас они либо начали производиться, либо скоро будут производиться внутри страны. Для производителя ламинатов это означает, во-первых, сокращение издержек на сырье, а значит увеличение прибыльности, во-вторых, уменьшение экономического эффекта от масштаба у крупных производителей. Конечно, крупным компаниям было гораздо легче и дешевле организовать импортные поставки расходных материалов. Почему спрос на гибкую упаковку будет расти Объем потребления многослойных материалов увеличится к 2015 году до 127 тыс. тонн или на 64,3%. Данный объем будет восполняться как расширением мощностей действующих производств, так и появлением новых. Причины, обуславливающие столь высокие темпы роста, следующие: 1. Качественное изменение рынков отраслей потребления ламинатов. Значительный рост объемов производства многослойных материалов объясняется, прежде всего, не количественным приростом продовольственного рынка, а изменением культуры потребления. Если еще несколько лет назад майонез упаковывался преимущественно в стеклянные банки, пластиковые контейнеры и ведра, то сейчас все большую популярность приобретает упаковка типа дой-пак, произведенная из многослойных материалов. Кетчуп и горчица также стали упаковываться в дой-паки, увеличивается доля фасованных кондитерских изделий, макарон, круп, орехов и сухофруктов. Какие материалы нужны В отраслевой структуре потребления многослойных (комбинированных) материалов преобладает доля ламинатов, основной областью потребления которых является упаковка для кондитерских изделий, их доля составляет около 34,7% общего объема потребления многослойных (комбинированных) материалов как отечественного, так и импортного производства. Значительная доля ламинатов используется производителями масложировой продукции: упаковка для майонеза, кетчупа, мороженого, сливочного масла, глазированных сырков, объем потребления данной отраслью охватывает около 22,2% общего объема потребления многослойных (комбинированных) материалов. Производители снеков также потребляют достаточно большой объем многослойных (комбинированных) материалов (около 13,3%). Совокупный объем потребления многослойных (комбинированных) материалов тремя крупнейшими потребительскими сегментами: кондитерское, масложировое и снековое производство, охватывает около 70,2% общего объема потребления. Остальные отрасли потребляют около 29,8% объема потребления.
Подробнее с ситуацией на российском рынке гибкой печатной упаковки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойных ламинированных упаковочных материалов в России». Об авторе: • Маркетинговые исследования
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru
|