Три года тому назад у всех были большие надежды на бутылки для пива из барьерного РЕТ, но успех оказался не таким легким, каким она казался сначала. В действительности, менее 0.1% из 250 миллиардов емкостей для пива, которые использовались по всему миру в течение 2002 года, были из РЕТ. Самым большим недостатком РЕТ оказались не эксплуатационные характеристики, а экономические факторы. В ответ компании, занимающиеся выдувным формованием, направили все свои усилия на создание бутылок из барьерного РЕТ, которые можно использовать для применений с менее жесткими требованиями: для упаковки соков, CSD, и продуктов горячей расфасовки от маринованных овощей до детского питания. Основной упор делается на объемы от 8 до 32 унций, именно здесь наблюдается бурный рост (см. Таблицу 1). Барьерные покрытия, такие как BestPET от Krones, можно наносить из однослойного РЕТ со скоростью 20,000 бутылок в час. Промышленно производимые покрытия используются для упаковки пива, соков, чая, содовой и духов. Источники внутри отрасли прогнозируют, что разнообразие направлений этих развивающихся технологий—новые барьерные смолы и поглотители кислорода, более дешевые поверхностные покрытия и более производительные системы формования преформ из многослойного РЕТ—станет основой для дальнейшего развития этого небольшого, но многообещающего рынка. Горький пивной урок Всего несколько лет тому назад занимающиеся выдувным формованием производители были полны надежд, что с пивом все пойдет так же, как и с двухлитровыми бутылками для содовой, и что такие бутылки станут золотым дном для компаний, занимающихся выдувным формованием. На сегодняшний день эти мечты не сбылись. Переход при упаковке пива со стекла на РЕТ обескураживающая задача, здесь необходим барьер против выхода углекислого газа и барьер против проникновения кислорода при сохранении прозрачности и прочности. Камнем преткновения является стоимость за единицу продукции, которая для пивных бутылок из барьерного РЕТ на 100% больше, чем для бутылок из стекла. По сих пор переход на PET во многом ограничивался мелкосерийными небольшими пивоварнями и специальными сферами применения, такими как спортивные арены. Крупномасштабный переход на пивные бутылки из барьерного РЕТ потребует от пивоваров и формовщиков крупных инвестиций в условиях давления фактора стоимости. Так, например, вряд ли для производителей пива будет выполнимой задачей плавный переход к выпуску пивных бутылок из РЕТ на тех же линиях, на которых сейчас не только производятся стеклянные бутылки, но осуществляется расфасовка, укупоривание и нанесение этикеток со скоростью 75,000 бутылок в час. Другим препятствием является то, что 80% мирового производства пива разливается с использованием туннельной пастеризацией. При этом пиво разливается в бутылки при температурах, которые подвергают его воздействию термической нагрузки и давления, которые РЕТ обычно не выдерживает. Одной из причин отказа от некоторых программ в области упаковки пива было опасение, что использование пластмассовых пивных бутылок может нарушить эксплуатацию существующей в настоящее время системы утилизации бутылок из РЕТ. На самом же деле формовщики утверждают, что, согласно полученным в ходе исследований данным, многослойные пивные бутылки, даже окрашенные, можно утилизировать и восстанавливать для повторного использования. Сторонники барьерных покрытий утверждают, что малая толщина этих покрытий и простота, с которой они удаляются в простых установках по отмыванию хлопьев из утилизированных бутылок, доказывают, что они не представляют угрозы для процесса утилизации. При упаковке газированной воды и содовой при объеме до 0.5 литра переходят на бутылки из РЕТ с адаптированными для данного применения свойствами барьера против углекислого газа. (Фото: Amcor) Столкнувшись со всеми этими трудностями, большинство пивоваров США заняли выжидательную позицию. Тем не менее, в ограниченных количествах используются и многослойные бутылки из РЕТ и бутылки с покрытием, а формовщики сохраняют уверенность в том, что рынок упаковки пива еще вновь возродится как желанная цель, возможно, где-то лет через пять. Тем временем несбывшиеся надежды в области рынка упаковки пива были более чем компенсированы проникновением на рынок упаковки пищевых продуктов, чувствительных к проникновению кислорода. Здесь все дело в небольших размерах, большая площадь поверхности по сравнению с объемом требует относительно небольшого усиления кислородного барьера от 200% до 500% больше, чем у стандартного PET.
|