При этом имеется в виду применение протекторных материалов с использованием цинка и различных связующих с возможным перекрытием их другими ЛКМ, т. е. получения традиционных защитных лакокрасочных покрытий [13-15]. В работе [3] высказывается мнение, что равнозначность использования термина «цинкование» как символа семейства покрытий, в которых применяется цинк для противокоррозионной защиты, дает ложное представление об эквивалентности свойств различных цинковых покрытий. Некоторые производители и дистрибьюторы цинкнаполненных ЛКМ делают заявления, что их продукты «холодного цинкования» являются эквивалентом «горячего цинкования» или «столь же хорошими, как оцинковка». Отечественные производители идут еще дальше: «жидкий цинк - грунт-протектор для холодного цинкования» [16]; «холодное цинкование — больше чем цинкование» [13], причем выводы о преимуществах холодного цинкования делаются на основании одного вида испытаний — в камере соляного тумана — и, более того, производится сравнение цинкового покрытия с комплексным покрытием, состоящим из цинкнаполненной грунтовки и покрывного материала, что не дает истинной картины и вводит в заблуж-дение потребителей. Ускоренные испытания на стойкость к воздействию соляного тумана ASTM B117 Standard Practice for Operating Salt Spray (FOG) нельзя рассматривать в качестве основных и единственных для оценки защитных свойств покрытий горячей оцинковки в атмосферных условиях. При циклических испытаниях (орошение и осушение) в отличие от соляного тумана на оцинкованном покрытии развивается патина — слой продуктов коррозии цинка, которая обеспечивает долговременную коррозионную защиту. Патина и нижележащий цинк могут защищать сталь в течение длительного време¬ни. В связи с этим имеется необходимость сравнения металлических и неметаллических цинковых покрытий. В статье [3] представлены сравнительные данные по свойствам покрытий горячего цинкования и собственно цинкнаполненных покрытий. Испытания проведены независимой организацией — южно-африканским бюро стандартов. Ре¬зультаты испытаний приведены ниже. 1. Толщина покрытия Оцинковка имеет одинаковую толщину вдоль поверхности, на кромках и углах. Цинкнаполненная краска обычно дает неодинаковую толщину и, таким образом, степень защиты меняется вдоль поверхности. Углы и кромки особенно чувствительны к коррозии, поскольку на этих участках толщина покрытий уменьшена. 2. Испытания в камере соляного тумана (имитация морской среды) После 1500 ч испытания оцинкованного образца были остановлены, т. К. Отсутствовала коррозия стальной основы. Значительное коррозионное воз¬действие на стальное основание, окрашенное цинкнаполненной кра¬ской, отмечено через 1000 ч. 3. Испытание в камере сернисто¬го газа (имитация промышленной атмосферы) Через 40 циклов испытаний оцинкованных стальных образцов не отмечено признаков коррозии стального основания. На окрашенных образцах отмечена коррозия основы, особенно на кромках, уже после 9 циклов. 4. Катодная защита (надрезы 10x115 мм) После 1500 ч испытаний в камере соляного тумана на оцинкованной стали нет признаков коррозии. На окрашенных стальных образцах уже через 24 ч появляется красная ржав-чина, через 550 ч красная ржавчина явно выражена на всей поверхности. 5. Испытания погружением в коррозионную среду — шахтную воду — на 2000 ч На оцинкованных стальных образцах образовывались устойчивые отложения солей цинка, коррозия подложки отсутствует. Отмечается значительное увеличение толщины цинкнаполненного покрытия вследствие набухания, вызванного адсорбцией воды, и в результате образование объемных продуктов коррозии (оксидов железа) в покрытиях. 6. Уф-облучение Уф-облучение не подействовало на оцинкованное покрытие, значительного воздействия на цинкнаполненную краску также не обнаружено. |