Вместе с тем накопленный опыт показал, что эти материалы наиболее эффективны при применении в качестве дренирующего разделительного слоя на полотне из грунтов определенных видов. В связи с этим была поставлена задача расширить сферу применения геотекстиля на другие грунты. Известно, что разделительная функция геотекстиля заключается в предотвращении проникновения фракций балласта в земляное полотно. С другой стороны, геотекстиль предотвращает попадание частиц земляного полотна в балласт и тем самым его загрязнение и снижение несущей способности. Дренажная функция геотекстиля заключается в пропуске через него грунтовых вод из земляного полотна вверх к поверхности путевой структуры. Поскольку накопление воды под геотекстилем может приводить к ослаблению земляного полотна, его делают водопроницаемым. Существует ошибочное мнение, что геотекстиль должен быть водопроницаемым и для пропуска дождевой воды из балласта в основание пути. На самом же деле, когда дождевая вода доходит до геотекстиля, ее лучше отводить на обочину пути в дренажные кюветы. Пропуск воды в земляное полотно может снизить его несущую способность. Хорошо структурированный геотекстиль, например марки PW1, изготавливаемый британской компанией Terram “Террам”, позволяет грунтовым водам легко выходить наверх под давлением от проходящих поездов. Вместе с тем PW1 выполнен так, что требуется относительно небольшой гидравлический напор (порядка 50 мм) для того, чтобы геотекстиль начал пропускать воду вниз. Однако во время дождя наличие геотекстиля все же способствует тому, чтобы проникающая через балласт вода отводилась в дренажные кюветы. Противоречие между разделительной и дренирующей функцией геотекстиля возникает из-за того, что размер пор в геотекстиле должен быть близок к размерам частиц мелкого песка, чтобы обеспечить соответствующую водопроницаемость. Если поры меньше, возникает значительное сопротивление водному потоку. В нормальном статическом состоянии и при наличии адекватного дренажа частицы вязкого глинистого и илисто-глинистого грунта перекрывают мелкие поры, но в то же время сохраняется способность воды отфильтровываться через них. В динамическом состоянии под воздействием проходящих поездов под балластом возникает явление подсоса. В результате этого под действием пульсирующей динамической нагрузки глинистые и илистые частицы грунта стремятся проникнуть вверх, в балластный слой. Укладка геотекстиля на глинистый или илистый грунт под балластом может замедлить проникновение частиц грунта в балласт, но не предотвратить его полностью. Наиболее эффективным техническим решением по предотвращению загрязнения балласта частицами глинистого и илистого грунта является укладка подбалластного защитного слоя из сортированного мелкого песка, поверх которого укладывается геотекстиль (рисунок). Мелкий песок отфильтровывает илисто-глинистые грунты, а геотекстиль - песок, предотвращая его смешивание с балластом. Достаточная для эффективной фильтрации толщина защитного песчаного слоя составляет 15 мм, но из практических соображений его укладывают толщиной не менее 50 мм. Такое решение допустимо на влажных грунтах при высоком уровне грунтовых вод и даже в условиях артезианских грунтовых вод, которые могут иметь место, например, в выемках. Применение геотекстиля позволяет уменьшить толщину защитного песчаного слоя и тем самым его стоимость. Если уровень грунтовых вод под земляным полотном не выше 600 мм, снижение водяного давления посредством укладки водопроницаемого геотекстиля не требуется. Вместо этого целесообразно использовать водонепроницаемую мембрану, так как, помимо отделения грунта от балласта, она защищает земляное полотно от проникновения дождевой воды.
|