Поэтому путешественник по времени, который из семидесятых годов переместился бы в современный автомагазин, не поверил бы своим глазам. На месте серых интерьеров прошлых десятилетий в последнее время появились настоящие океаны красок. Практически не найдется автомобиля высшего класса, который бы обходился без цветовых нюансов, в совершенстве гармонирующих между собой, благодаря которым боковые стенки, сиденье и приборная панель кажутся монолитными, У этой красоты есть, конечно, свой смысл. «Именно потому, что визуальные впечатления явно доминируют в чувственных восприятиях, они имеют решающее значение в первые мгновения при выборе товара. В этой связи краски играют существенную роль», подчеркивали в своем докладе Карстен Штарке (Ford) и Арндт Гловински, управляющий фирмы ColorAlXperts в г.Аахен (Германия), на симпозиуме «Пластмассы в автомобилестроении» в г. Мангейме (Германия). Это развитие ставит перед автомобилестроителями неожиданные задачи - и именно там, где пластмассы демонстрируют свои сильные стороны: в разнообразии свойств своей поверхности. Тот, кому уже приходилось удивляться, что напечатанные фотографии выглядят совсем не так, как на экране, испытал это на себе. Цветовое впечатление, вставляемое деталью, зависит не только от состояния смотрящего, но и от падения света и отражательной способности предмета. Блеск - это всего лишь один из параметров. То, насколько глубоко луч света проникает под поверхность, может повлиять на цветовое впечатление точно так же, как и игра теней от неровностей поверхности. Деталь класса А производит совершенно иное впечатление, чем матовая обивка сидения, хотя установленный фотометр в принципе показывает тот же цвет. Дело в том, что измерительные приборы, которые могут точно замерить цвет отраженного света по длине волны, не лишены слабостей. Для изде¬лий из ткани измерительная головка часто слишком тонка, различные измерения одного и того же образца кожевенного изделия с прожилками каждый раз показывают несколько отличающиеся ре¬зультаты, потому что выводится средняя величина участков с различной структурой. На это накладывается пресловутый эффект метамерии, основанный на различной отражательной способности разных поверхностей. Желтый кожаный шаровой наконечник переключения передач и крышка подушки безопасности, которые при дневном свете выглядят одинаково, вечером могут отличаться по цвету как апельсин и лимон. Во времена более серых красок инженеры с этой проблемой справлялись довольно успешно - на то имелось достаточно опыта. Сегодня же его не хвтает: «Быстрая перестройка на новые тренды затрудняет использование накопленного опыта», - считают Штарке и Гловински. Результат - пространные, дорогостоящие дискуссии между дизайнерами, инженерами и поставщиками о красках и о том, как их следует понимать. Не получается ли так, что именно разнообразие пластмасс угрожает раз рушить циклы разработки в автомобильной отрасли? Цифровой прототип экономит время Да нет же! Сходные проблемы существовали и в других областях - и были давно решены. Например, в каталогах торговых посылочных фирм. Здесь необходимо, чтобы одежда на напечатанных фотографиях выглядела точно так же, как потом в посылке, причем независимо от того, при каком свете проходила фотосессия на Мальдивских островах, какой „оттенок" придал краскам чип камеры и какие краски использовали в типографии. Решение было найдено: образцы материалов соответствующих цветов теперь сохраняются в цифровом виде на центральном сервере. В любой момент они могут быть востребованы, так что типографы знают, как должна выглядеть на фотографии красивая блузка. Преимущество: 50-процентный выигрыш во времени при цветной ретуши и никаких проблем с выцветающими образцами. Можно ли создать нечто похожее для процессов дизайнерской работы, разработки и изготовления в автомобильной отрасли - эту возможность решили исследовать Штарке и Гловински в рамках совместного проекта фирм Ford, ColorAIXperts и RWTH Aachen. Основным звеном идеи является прибор, который улавливает цветовое воздействие дизайнерских образцов чрезвычайно хитроумным способом. Для этого используется многоспектральный сканер, который зондирует цветные предметы с освещением под углом 45° через 16 спектральных фильтров посредством монохромной CCD камеры, причем при нескольких видах света, чтобы выявить эффекты метамерии. При этом формируется набор данных, с правильностью цветовоспроизведения которого не могут тягаться даже кадры, снятые в Cinemascope. «На основе замеренного спектрального распределения отраженной световой энергии можно рассчитать спектр отражения каждого отдельного пикселя сканируемого предмета, - отмечают Щтарке и Гловински. - При этом одновременно регистрируются цветовые характеристики и структура. Такой набор данных измерений представляет собой колориметрический цифровой прототип его физического образца». Тем самым спор об истинном цвете ставится, наконец, на солидное основание. При сравнении двух проб па одном - не обязательно калиброванном - экране можно конкретно обозначить различия и даже подкрепить их цифрами. Более того, дискуссию о подборе цвета краски теперь можно даже автоматизировать. Для эффектных лаков уровень соответствия результатов цифрового визуального сравнения с эталоном с результатами обычного, длительного осмотра в кабинах для сравнения с эталоном уже составил 82 %. «Благодаря отображаемому оптически, бесконтактному измерению передача данных между поставщиком и изготовителем может быть сокращена», - подводят итог Штарке и Гловински. Задействованы все органы чувств Он должен быть шикарным - автомобиль нашей мечты. Но автосалоны были бы скучны, если бы речь шла только о внешнем виде. Кто в этом разбирается, знает, что и звук двигателя, мягкость кожи с ее естественным свежим запахом и даже сочный щелчок, с которым переводится выключатель заднего противотуманно-10 фонаря, невольно вызывает у покупателя чувство качества, что может стать определяющим для принятия решения о покупке. Однако возникает угроза конфликта поставленных целей: с одной стороны, пластмассы открывают широкие возможности для драматических дизайнеровских решений, которых невозможно достичь с помощью других материалов - с другой стороны, их при¬рода не обязательно должна быть на виду. Если пластмасса становится «пластиком», то удовольствие пропадает. |