В отличие от многих разработок в секторе шинной резины она повышает стойкость к истиранию, не оказывая негативного влияния на такие свойства, как сопротивление качению и устойчивость против заноса на мокрой дороге. «Повышение срока службы шин без ухудшения других важных свойствам беговой поверхности было непростой задачей, поставленной перед индустрией переработки резины», - поясняет разработчик нанопрена, профессор доктор Вериер Обрехт, эксперт по вопросам каучука в компании Lanxess Business Unit Technical Rubber Products (TRP). «Вопреки всем успешным разработкам последних 20 лет при пробеге ок. 40.000 км профиль, как правило, изнашивается. Тогда требуются новые шины. Этим недовольны не только клиенты. Мелкие частицы резины, возникающие при износе, попадают в окружающую среду. Благодаря «магическому треугольнику шинной технологии», износостойкость шинной резины связана с ее устойчивостью против заноса на мокрой дороге и сопротивлением качению. Говоря проще, невозможно иметь все сразу, т.е. низкий расход топлива, безопасность на сухих и мокрых дорогах, а также шины, которые служат вечно. Чтобы улучшить какое-либо из этих свойств, приходится мириться с ухудшением остальных. Магический треугольник расширен Нанопрен позволяет сгладить конфликт целей, считают специалисты фирмы Lanxess. С точки зрения химии эта присадка состоит из частиц полимеризированного стирола и бутадиена, т.е. из «классического» сырья шинной резины, размером около 50 нанометров. Основная идея заключается в малой величине и функциональных свойствах поверхности, которые компания Lanxess обеспечивают с помощью высокоспециализированной производственной технологии. Наночастицы с пепабухающими сшитыми ядрами имеют па своей поверхности специальные «анкерные места», через которые частицы нанопрена прекрасно соединяются с кремниевой кислотой и силанами. Кремниевая кислота используется в современных шинах вместо сажи для уменьшения сопротивления качению и придает шипам высокую устойчивость против заноса на мокрой дороге. «Благодаря добавлению нанопрена к протекторной смеси с содержанием кремния, повышается сопротивление истиранию и сцепление шины с дорогой. В то же время сопротивление качению остается на низком уровню. Таким образом, магический треугольник расширяется», - четко излагает химико-физические взаимосвязи профессор Обрехт. Правильно подобранные «специи» для хорошего рецепта В Леверкузене подчеркивают, что использование нанопрена не связано с какими-либо технологическими минусами. В отличие от многих «классических» присадок изготовитель шин может сохранить свои хорошо зарекомендовавшие себя рецептуры резины. «Нанопрен можно рассматривать как набор специй, которые делают и без того удачный рецепт еще более совершенным»,считает Обрехт. Даже форма поставки нового продукта будет знакома пользователю. Присадка, получаемая на установке по производству эмульсионного каучука во французском Ла Вантценау, попадает к покупателю в шарообразной форме, как и любой шинный каучук. Правда, перед использованием необходимо оптимизировать последовательность и моменты добавления присадки и согласовать их с используемыми смесителями. Компания Lanxess гарантирует пользователям поддержку силами своих экспертов. Преимущества не только для шин Между тем на рынке появились первые продукты с этой присадкой. В настоящее время она проходит дальнейшее опробование у избранных изготовителей шин. В ближайшем будущем ассортимент продуктов нанопрена расширится за счет новых типов, которые отличаются, например, своей температурой перехода в стеклообразное состояние, т.е. упругостью при воздействии низких температур, и тем самым еще более пригодны для специальных типов шин. «С помощью нанопрена нам удалось не только изготовить фирменный продукт из обычного бутадиен-стирольного каучука для шин, - заявляет специалист по каучуку господин Обрехт. - Эта технология в полной мере соответствует нашей репутации первоклассного оферента и лидера технологий в отрасли». Совместно с фирмой Business Unit Rhein Chemie компания TRP открывает новые области применения нанопрена. К ним относится, например, модификация ударной вязкости термопластов и реактопластов. Кроме того, ведутся работы по созданию специального типа нанопрена для мембран топливных элементов. www.newchemistry.ru |