Быстрее всего до Москвы доезжает турецкий цемент Засыпать цементом С начала 2008 года были отменены ввозные пошлины на цемент. По прогнозам ФАС, объем импорта цемента в 2008 году должен увеличиться в два с половиной раза в сравнении с 2007 годом и составить 6,5 млн тонн. Реальность превзошла ожидания: по данным Федеральной таможенной службы, за восемь месяцев 2008 года объем импорта цемента составил уже 6,8 млн тонн. По данным ФАС, наибольшее количество цемента в 2008 году поступит из Турции — около 3 млн тонн. Вторым крупным импортером станет Китай, откуда в Россию поступит 0,9 млн тонн. По 0,7 млн тонн привезут из Белоруссии, Молдавии и с Украины. До 150 тыс. тонн возрастут поставки из Египта, поставки же из европейских стран (Германия, Италия, Дания, Латвия, Эстония и др.) составят в общей сложности около 0,5 млн тонн. Ввозные пошлины чиновники отменили, но исправить вторую проблему, препятствующую импорту цемента в гораздо большей степени,— логистическую — им не под силу. Между тем именно проблемы с логистикой, по мнению участников рынка, являлись главной причиной прошлогоднего дефицита цемента, а сейчас — серьезным препятствием для дальнейшего увеличения импорта. Елена Мязина, аналитик Unicredit Aton, полагает, что российская транспортная система способна перевезти не более 7-8 млн тонн импортного цемента. "Исторически Россия никогда не была ориентирована на морские перевозки цемента. У нас нет необходимой для подобных перевозок инфраструктуры в виде приморских портов, куда могли бы причаливать корабли, разгружаться и через которые могли бы загружать цемент в железнодорожные вагоны или автоцементовозы",— объясняет Андрей Филатов, генеральный директор компании "Цемград". Также не создавалось инфраструктуры для разгрузки биг-бэгов — больших пакетов, в которых перевозят ненасыпной цемент. Елена Мязина добавляет, что вопрос о логистике цемента встал в полную силу в последние полтора года, когда выросли цены, до того возить цемент на расстояния больше 200-300 км считалось невыгодным. Вплоть до осени этого года Новороссийский торговый порт обладал единственным крупным специализированным терминалом, способным обрабатывать около 1,3 млн тонн груза в год. В сентябре состоялось открытие еще одного крупного специализированного терминала в Калининградском торговом порту. Инвестором выступила HeidelbergCement Group "Калининградцемент". Терминал предназначен для приема цемента с морских судов, его хранения и загрузки в автотранспорт. Мощность терминала позволяет переваливать на первом этапе около 200 тыс. тонн цемента в год. Это позволит обеспечить стройматериалом Калининградскую область. Но, очевидно, терминал рассчитан и на перевозку цемента в европейскую часть России. "Калининградский терминал будет однозначно ориентирован на цемент из Европы — это Германия, Испания, может быть, Португалия",— полагает господин Филатов. Правда, у калининградского терминала есть серьезный конкурент. В Латвии в Лиепае уже приступил к работе новый терминал по перегрузке цемента компании Cemex. Пока построен первый терминал, который позволит обеспечить цементом в основном местных потребителей. А вот после завершения второй очереди терминала годовой оборот цемента, который будет доставляться с близлежащего завода той же компании, может составить 500-800 тыс. тонн. Скорее всего, часть этих объемов неминуемо пойдет на экспорт — в самой Латвии темпы строительства в последнее время серьезно упали. И вполне естественна в таком случае переориентация на российских потребителей. И если российские власти не введут законодательных ограничений или пошлин, то везти цемент из Латвии будет выгоднее, чем из Калининградской области. Еще один терминал строится в Ростове-на-Дону. ЗАО "Торговый порт" на этой неделе запустило терминал мощностью 500 тыс. тонн в год — правда, на полную мощность он должен выйти весной 2009 года, а пока способен переваливать около 250 тыс. тонн. Инвестором выступило ООО "Ковчег" — совместное предприятие с турецким производителем Null Cimento (мощности завода — 5 млн тонн в год). Инвестиции в проект составят свыше €20 млн, половина этой суммы уже вложена в создание инфраструктуры и закупку европейского оборудования. Турецкие партнеры будут поставлять цемент и обслуживать терминал. К тому же Новороссийский торговый порт намеревается ввести в строй еще один терминал для перегрузки цемента, который также ориентирован на турецкий импорт. Поэтому дешевый турецкий цемент составит конкуренцию европейскому. |