В 90-х годах XX века, в период болезненного перехода России к рыночным отношениям, осуществления фундаментальных экономических реформ и массовой приватизации объектов промышленного производства, значительное количество собственников объектов экономики, представляющих потенциальную опасность для населения, обусловленную обращением на указанных объектах опасных веществ, пренебрегало вопросами обеспечения промышленной безопасности и защиты населения (территорий) от чрезвычайных ситуаций, ставя во главу угла получение высоких прибылей. При этом для населения России угроза функционирования потенциально опасных объектов была обусловлена значительным их количеством (свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. ядерно- и радиационно опасных объектов, около 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 29 тыс. напорных гидротехнических сооружений), проживанием в зонах возможного воздействия поражающих факторов аварий свыше 100 млн. жителей страны, а также значительным износом основных производственных фондов, низким уровнем трудовой и технологической дисциплины. Органы государственной власти Российской Федерации, понимая всю пагубность сложившейся ситуации, в 1997 г. федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» законодательно закрепили требования, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества от промышленных аварий, в т.ч. аварий, способных привести к широкомасштабным чрезвычайным ситуациям. Статьей 14 указанного федерального закона была установлена обязательность разработки в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов (ОПО) деклараций промышленной безопасности, которые должны содержать: • результаты всесторонней оценки риска аварий и связанных с ними угроз; • анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; • перечень и характеристику мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварий на ОПО. В развитие положений федерального закона «О промышленной безопасности ОПО» постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. №142 «О сроках декларирования промышленной безопасности действующих ОПО» была установлена обязательность декларирования не только проектируемых, но также и действующих ОПО. Указанный выше закон явился знаковым и позволил существенным образом улучшить состояние промышленной безопасности в России. Однако, в соответствии с положениями федерального закона «О промышленной безопасности ОПО», декларированию подлежат только объекты, на которых обращается значительное количество опасных веществ, установленное приложением 2 к закону. |