Потребность в совмещении высокой эффективности с низкотемпературным отверждением привела к появлению ряда интересных разработок, не связанных с УФ-облучением. В частности, компания DuPont подала патентные заявки на минимум три различных подхода по решению этой проблемы. Система покрытия, которая, по утверждениям, особенно хорошо подходит для грунтовок, используемых для повторной отделки автомобилей [хотя ее можно использовать во многих других областях, в том числе базовые покрытия и прозрачные покрытия], основана на эпоксидной смоле, обладающей минимум одним свойством соли ацетоуксусной кислоты, акриловом, полиэфирном или иным реагирующем компоненте с двумя или более свойствами соли ацетоуксусной кислоты и [блокированном или неблокированном] полиамине в качестве средства создания поперечных связей. К заявленным преимуществам этой системы относится способность производить покрытия с высоким содержанием твердого вещества, очень быстрая сушка при условиях окружающей среды или сушки с нагревом, а также хорошая устойчивость против растворителей и влаги. Также предлагается использовать систему покрытия из двухкомпонентного акрил-изоцианата, которая осуществляет процесс сушки в два этапа. В результате первоначального быстрого отверждения создается покрытие, достаточно жесткое для того, чтобы его можно было зачистить песком, покрыть сверху другим слоем или удалить из обеспыленной зоны применения. Но только гораздо более медленный процесс полного отверждения создает полностью закаленную поверхность, которую будет гораздо сложнее зачистить песком. В системе используется гидрокси-акриловый полимер, обладающий также дополнительным аминовым свойством и поперечной связью с полиизоцианатом. Первоначально поперечные связи создаются главным образом между группами амина и изоцианата, что позволяет совместить сравнительно долгий срок хранения с быстрым первоначальным отверждением, а также увеличить период, в течение которого прозрачное покрытие можно зачищать песком и полировать для устранения мелких недостатков. Компания DuPont также заявила, что быструю сушку можно получить путем внедрения в состав сильно разветвленного акрилового полимера или, в качестве альтернативы, сильно разветвленного полиэфирного полиола, либо в базовые покрытия, обладающие слабыми поперечными связями, либо путем добавления полиизоцианата в прозрачные покрытия. CAB (бутират ацетилцеллюлозы) представляет собой реологическую добавку, которая широко применяется в автомобильных покрытиях. Недавно сообщалось о проведении исследования, в ходе которого подробно изучались эффекты добавления CAB с различным MW (молекулярным весом) на различных уровнях. Исследовался состав полиэфир-акрилового базового покрытия, содержащего хлопья алюминия. Эксперименты с сушкой проводились при температуре 25°C. Проводился мониторинг комплексной вязкости в процессе испарения раствора из сравнительно тонкого образца (0.2 мм). Было отмечено, что САВ с самым высоким MW привел к самому быстрому испарению раствора и улучшенному упорядочиванию хлопьев металла. Сравнение с покрытием, не содержащим CAB, подтвердило, что упорядочивание хлопьев – это не просто свойство степени, с которой пленка сжимается во время сушки; в присутствии САВ создается пленка с более гладкой поверхностью и несколько увеличивается индекс изменения отражающей способности краски при повороте, от 16.5 до 20.7. [однако, можно отметить, что эти испытания проводились на покрытиях на основе растворителей и содержащих малое количество твердого вещества, и эти покрытия не соответствуют нынешним лимитам для летучих органических соединений. Robodry 2K5 компании Symach обеспечивает очень быструю и дешевую сушку систем повторной отделки путем использования подвижных механизмов сушки ИК-излучением. Фото: Symach |
Гораздо более общее решение заключается в применении скоростной ИК-сушки для стандартного покрытия. Итальянская компания Symach утверждает, что ее Symach Process может высушить «все основные марки красок» в течение приблизительно шести минут. Для работы с различными формами деталей и корпуса разновидность этой технологии под названием «Easydry» использует два вертикальных и один горизонтальный ИК-радиатор, которые двигаются вдоль кабины для окрашивания распылением, определяя контуры автомобиля или детали и изменяя их положения для создания равномерного облучения, что похоже на саморегулирующиеся щеточные валики на мойке автомобилей.
|