Экспорт сырой нефти, пожалуй, впервые в новейшей истории России начал снижаться. При этом добыча, как и прежде, растет. Оказывается, все больше нефти перерабатывается в России. Событие это вроде бы отрадное: ведь, как и в случае с лесом-кругляком, нефть лучше перерабатывать в России, а на экспорт везти готовый продукт, т.е. бензин. Но дело еще и в том, что россияне стали больше потреблять бензина, а у нефтяников не хватает мощностей.
|
Экспорт сырья снижается, потребление растет За год добыча нефти в России выросла примерно на 10 млн тонн, а вот экспорт не вырос, сообщили "Известиям" в Минпроме. Увы, разница "съедается" в основном растущим внутренним потреблением. При этом нефтяники и чиновники регулярно пугают нас дефицитом топлива. Мол, пока его хватает, но скоро кончится. И тогда катастрофа: очереди на заправках, митинги и пр. На самом деле так нефтяники противодействуют административному регулированию цен. Но именно из-за "заморозки" цен автоматически становится выгоднее гнать бензин на экспорт, даже несмотря на высокие пошлины. Так что переработка нефти внутри страны - дело в любом случае выгодное. И неудивительно, что она растет. Но когда дело доходит до экспорта, возникает другая проблема - качество. Мощности, на которых можно делать топливо, которое отвечает европейским стандартам, у нас действительно есть. У "ЛУКОЙЛа", "ТНК-ВР" и "Сургутнефтегаза". Однако это пока пробные шаги, а объемы слишком малы - около 1 млн тонн в лучшем случае. Поэтому говорить о том, что какая-нибудь нефтяная корпорация построит завод для экспорта, например, в Германию, не приходится. А вы бы построили такой завод, когда нет ясности относительно будущих пошлин? Когда есть масса других рисков? Правительство не особенно помогает развивать отрасль, так как экспортные пошлины направлены только на сбор налогов в бюджет, а не на стимулирование добычи или экспорта. Впрочем экспорт бензина действительно растет. Только дизеля - на несколько миллионов тонн в год. То же самое с бензином. За 7 месяцев 2007 года экспорт бензина вырос почти на 30%. Это как раз подтверждает вывод о том, к чему приводит административное регулирование цен. При том что выпуск бензина растет куда меньшими темпами, чем его потребление внутри страны и экспорт. Что же мешает развитию внутреннего рынка? И почему бы нефтяникам не делать хороший продукт для россиян? Ответ прост: нет стандартов. В России до сих пор не введен стандарт Евро-3. Так зачем делать много хорошего бензина? Круг замкнулся. Эксперты уверяют, что экспорт топлива будет снижаться. "Во-первых, между внешним и внутренним спросом при прочих равных условиях нефтяники выберут ближайшую АЗС - допустим, в Подмосковье. Опять же пошлины высокие и прочее. Во-вторых, из-за бума потребительского кредитования количество машин в стране растет едва ли не в геометрической прогрессии. И эти новые авто тоже должны чем-то заправляться", - считает Дмитрий Данилов, аналитик Академии конъюнктуры промышленных рынков. В-третьих, добавим от себя - продавать топливо на местных рынках, которые полностью монополизированы, крупным компаниям намного легче. А в Европе нужно конкурировать и бороться за потребителя. Нефти пойдет больше на отечественные НПЗ и по другой причине. Темпы роста добычи также падают - нефти в земле все меньше. В 2003 году добыча выросла на 11%, в 2005-м - на 9%, в 2006-2007 годах - уже лишь на 2,2-2,3%. И это не предел, поскольку даже прошлогодний рост стал удивлением для экспертов. Остается надеяться, что качественного бензина евростандарта в России будет с каждым годом больше.
Федор Чайка www.finiz.ru, 11 января 2008 |