РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ - ДЛЯ РОССИИ? |
Экспорт сырой нефти, пожалуй, впервые в новейшей истории России начал снижаться. При этом добыча, как и прежде, растет. Оказывается, все больше нефти перерабатывается в России. Событие это вроде бы отрадное: ведь, как и в случае с лесом-кругляком, нефть лучше перерабатывать в России, а на экспорт везти готовый продукт, т.е. бензин. Но дело еще и в том, что россияне стали больше потреблять бензина, а у нефтяников не хватает мощностей. |
Экспорт сырья снижается, потребление растет За год добыча нефти в России выросла примерно на 10 млн тонн, а вот экспорт не вырос, сообщили "Известиям" в Минпроме. Увы, разница "съедается" в основном растущим внутренним потреблением. При этом нефтяники и чиновники регулярно пугают нас дефицитом топлива. Мол, пока его хватает, но скоро кончится. И тогда катастрофа: очереди на заправках, митинги и пр. На самом деле так нефтяники противодействуют административному регулированию цен. Но именно из-за "заморозки" цен автоматически становится выгоднее гнать бензин на экспорт, даже несмотря на высокие пошлины. Так что переработка нефти внутри страны - дело в любом случае выгодное. И неудивительно, что она растет. Но когда дело доходит до экспорта, возникает другая проблема - качество. Мощности, на которых можно делать топливо, которое отвечает европейским стандартам, у нас действительно есть. У "ЛУКОЙЛа", "ТНК-ВР" и "Сургутнефтегаза". Однако это пока пробные шаги, а объемы слишком малы - около 1 млн тонн в лучшем случае. Поэтому говорить о том, что какая-нибудь нефтяная корпорация построит завод для экспорта, например, в Германию, не приходится. А вы бы построили такой завод, когда нет ясности относительно будущих пошлин? Когда есть масса других рисков? Правительство не особенно помогает развивать отрасль, так как экспортные пошлины направлены только на сбор налогов в бюджет, а не на стимулирование добычи или экспорта. Что же мешает развитию внутреннего рынка? И почему бы нефтяникам не делать хороший продукт для россиян? Ответ прост: нет стандартов. В России до сих пор не введен стандарт Евро-3. Так зачем делать много хорошего бензина? Круг замкнулся. Федор Чайка www.finiz.ru, 11 января 2008 |