7. Испытания абразивостойкости Слой сплавов цинк-железо имеет твердость выше, чем стальное основание, твердость находится в области 179-250 ед. По dpn5. Данные по абразивостойкости цинконаполненной краски равняются 1/3 от стойкости оцинкованного покрытия. 8. Температурные испытания (15 мин, выдержки при 350 °с) Изменений внешнего вида оцинкованного покрытия нет, цинконаполненная краска разрушается при 250°С и превращается в порошок при 350°С даже после охлаждения до комнатной температуры. Кроме того, адгезионная прочность цинка к стальной подложке в 6 раз превышает прочность цинкнаполненных ЛКМ, поэтому цинковое покрытие более устойчиво к царапанию и износу. Из представленных данных можно сделать вывод о неравноценности свойств рассматриваемых покрытий. Цинкнаполненные защитные покрытия, как правило, используются в каче¬стве протекторных грунтовок в комплексных покрытий, хотя в ряде случаев возможно их использование в каче¬стве самостоятельных покрытий, например, ASTM A780, Standard Practice for Repair of Damaged and Uncoated of Hot-Dip Galvanized Coatings. Поэтому, приводя доводы о пре¬имуществах цинкнаполненных ЛКМ («холодное цинкование») перед цинковым покрытием, авторы фактически представляют результаты испытаний комплексных многослойных покрытий, где каждый слой (или материал) выполняет свои функции. 5. Применение покрытий Защитные покрытия с использованием цинка, как металлические (цинковые), так и неметаллические (цинкнаполненные), широко применяются в различных отраслях, где необходима долговременная надежная защита с минимальным ремонтом [17-26]: • промышленное и дорожное строительство - мостовые конструкции, путепроводы, металлоконструкции, оборудование, трубопроводы в химических, металлургических производствах • энергетика - опоры ЛЭП, контактной сети, ветряные генераторы. • гидротехнические сооружения - металлоконструкции, водоводы, баки для хранения воды. Связь — антенно-мачтовые сооружения (передающие антенны, ретрансляторы, опоры релейно-сотовой связи). • нефте-, газодобыча и переработка элементы бурильных установок, платформ, оборудование, трубопроводы, резервуары, хранилища для нефти и нефтепродуктов, газоперекачивающее оборудование, выхлопные трубы. • транспорт, дорожная и сельскохозяйственная техника, автомобилестроение, тяжелая дорожная техника, подвижной ж/д состав, сельхозтехника, силосные башни. • судостроение - подводные и надводные конструкции корпуса терминалы, пирсы, цистерны для воды, в т. ч. питьевой. Опубликованы данные по свойствам, областям и особенностям применения, условиям эксплу¬атации цинкнаполненных ЛКМ и комплексных защитных покрытий с их исполь-зованием. Сочетание протекторных грунтовок с промежуточными грунтовками и покрывными ЛКМ позволяет получить полный спектр положительных качеств для эф-фективной долговременной защиты металла при эксплуатации в разных климатических, агрессивных, тепловых и других условиях. Ведущие мировые фирмы Tikkurila Coatings, Teknos, Sigma Coatings, Steelpaint, Zinga Metall и др., а также отечественные производители ВМП, Экор-Нева, «Кронос» и др., предлагают цинкнаполненные материалы и материалы для систем покрытий, технологии применения, техническое сопровождение [17-26]. Несмотря на длительный срок службы оцинкованных изделий и конструкций с покрытий, полученным по методу горячего цинкования, в ряде случаев возникает необходимость устранения недостатков, обусловленных свойствами цинка — недостаточные химстойкость и стойкость к агрессивной атмосфере, придание определенных свойств. Это достигается путем окраски оцинкованных изделий с применением специальных ЛКМ — метод Duplex [5]. Применение оцинкованного ме¬талла постоянно расширяется. Так, в производстве лицевых и пространственных конструкций кузова автомобилей серии ваз 2110, 2111, 2112 используется до 50% оцинкованной стали [27]. По данным компании Tikkurila Coatings сочетание горячего цинкования и окраски позволяет увеличить продолжительность службы поверхностей в 1,5-2,3 раза по срав¬нению с оцинковкой [5]. Для различных условий эксплуатации предлагаются ЛКМ, отличающиеся назначением, сроком службы, стоимостью. Некоторые варианты систем окраски оцинкованных по-верхностей материалами фирмы Tikkurila приведены в таблицах. Сравнение покрытий «горячего цинкования» с протекторными неметаллическими покрытиями показывает большие различия между этими вариантами защиты металла. Для объективной оценки обязательным является сравнение комплекса свойств покрытий. Некорректным является представление преимуществ по одному показателю с далеко идущими выводами, что имеет место в ряде случаев. Использование термина «холодное цинкование" можно рассматривать как своеобразный сленг, но, к сожалению, при этом происходит вульгаризация понятия «цинкование» и несведущий потребитель может принять ошибочное решение. Наличие ассортимента покрывных ЛКМ в сочетании с цинкованием или протекторным грунтованием металлического основания дает возмож-ности для решения множества сложнейших задач по защите конструкций и изделий для самых разнообразных условий эксплуатации. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка металлоконструкций можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок металлоконструкций в России». |