Синтетические удовольствия Золотой век полимеров пришелся на послевоенные годы потребительского бума. Развитие нефтепереработки резко удешевило производство многих нефтехимикатов, однако вывод полученных из них изделий на рынок требовал больших усилий. Два классических примера — все тот же нейлон и полиэтилен. Поскольку после окончания войны потребность в парашютах уменьшилась, производители полиамидного волокна вновь обратились к потребительскому рынку. В итоге DuPont, некогда двинувшая в массы целлофан, решила возобновить начатую еще в предвоенные годы дорогостоящую рекламную кампанию по коммерческому продвижению текстильных изделий из нейлона. «Нейлоновая истерия» 1950–1960−х показывает, что при определенном уровне маркетинговой обработки здравый смысл потребителя отключается — энтузиасты надевали нейлоновые рубашки даже в жару. В дальнейшем компания вывела на рынок еще ряд синтетических волокон: дакрон (полиэфирное волокно), лайкру (полиуретановое) и другие. Продвижение полиэтилена в массовое производство традиционно приписывается другому изобретению сомнительной полезности — хулахупу. После долгой рекламной кампании и маркетинга в 1958 году американские, а затем и европейские потребители начали массово скупать новинку. Это позволило производителям полиэтилена быстро коммерциализировать свой продукт, приучить потребителя к новому материалу и позднее появившимся более практичным изделиям из него вроде пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов. Так или иначе, уже к началу 1960−х годов полимерные материалы стали главной движущей силой развития не только химической промышленности, но и промышленности вообще. В СССР в 1958 году был провозглашен курс на догоняющую «химизацию народного хозяйства», которая во многом должна была обеспечить промышленный выпуск новых полимерных материалов. Подобно тому, как в 1920−х символом прогресса и современности в СССР было электричество, так в 1950–1960−х эту почетную роль в числе прочих атрибутов играла синтетика. Впрочем, полимерная эйфория была глобальной — за 1950–1960−е годы мировой выпуск пластмасс увеличился в 20 раз. Сделать все из ничего Уверенное наступление полимеров на традиционные материалы по всем фронтам продолжалось до 1970−х годов, пока на Западе не стало набирать силу экологическое движение. Из-за массового использования полимеров возникла острая проблема утилизации отходов — сами собой полимеры практически не разлагались, при сжигании выделяли канцерогены, а их вторичное использование оказывалось не всегда возможно. Тем не менее «полимерные революции», пусть и меньшего масштаба, продолжались и в 1980−е годы, а более жесткие экологические требования иной раз не только ограничивали развитие индустрии полимеров, но порой двигали ее вперед. Так, нужды повышения энергоэффективности в 1980−е годы привели к распространению новых утеплителей, таких как XPS-плиты (экструдированный пенополистирол). В те же годы изобретение компакт-дисков резко увеличило спрос на используемый для их изготовления поликарбонат, а массовое распространение персональных компьютеров и оргтехники потребовало новых сополимеров стирола для корпусов и компаундов для электронных плат. Помимо электроники другими крупными потребителями полимеров еще в 1970−е становятся авто— и авиапром, где их все шире используют для отделки салонов автомобилей и пассажирских лайнеров. При этом если на заре полимерной эры производителям приходилось изобретать области коммерческого использования полученных веществ, на что уходили годы, если не десятилетия, то со временем роли поменялись. Теперь уже потребители предъявляют новые требования к полимерам, а их производители пытаются получить материалы с заранее заданным набором свойств, которыми не обладает ни одно известное соединение. Поэтому без появления новых, в том числе композиционных, материалов на основе полимеров технологический прогресс последних десятилетий вряд ли был бы возможен. Точка возврата Как бы то ни было, экологическое давление на полимерную индустрию набирает обороты. Это вполне естественно, учитывая растущее внимание к охране окружающей среды, здоровью человека и повышению качества жизни. Первой жертвой еще в 1990−е стал ПВХ, когда было обнаружено, что некоторые изделия из него могут выделять остаточный винилхлорид, а при сжигании — диоксины. В результате использование этого материала для выпуска пищевой упаковки и при питьевом водоснабжении было существенно ограничено. Позже к списку опасных полимеров добавились полистирол и особенно бутылочный ПЭТФ, которые могут выделять остаточные ароматические соединения. В начале 2000−х были выявлены канцерогенные свойства тефлона, десятилетиями использовавшегося для изготовления антипригарных покрытий, и можно с уверенностью утверждать, что его применению в этом качестве пришел конец. В последние годы все большее число стран вводят ограничения на использование полиэтиленовых пакетов, что продиктовано уже не медицинскими, а исключительно экологическими и экономическими соображениями. Значит ли это, что век полимеров подходит к концу? Вряд ли. При современных стандартах и объемах мирового потребления заменить полимеры зачастую просто нечем. К примеру, практически весь прирост мирового потребления волокон за последние двадцать лет был обеспечен волокнами химическими (см. график). В отличие от натуральных они не требуют сокращения сельхозугодий, занятых продовольственными культурами. Очевидно также, что массовое использование вместо полимеров других возобновляемых ресурсов, например картона, при нынешней численности населения планеты довольно быстро приведет к их банальному исчерпанию. Да и экологические бенефиции от «натурализации» не всегда очевидны. К примеру, гипотетический отказ от пластиковых бутылок в пользу стеклянных приведет к существенно большему расходу топлива на их перевозку и, как результат, большей эмиссии парниковых газов. |