ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Жерар Бокё
Жерар Бокё, директор каучуковой плантации Michelin в Бразилии: О достижениях последних лет… За последние 30 лет, что я работаю в отрасли, на некоторых плантациях производительность утроилась за счет селекции более высокопроизводительных видов дерева и новых технологий. Например, если раньше каучуковые деревья подрезали ежедневно, то сегодня эту операцию мы выполняем раз в пять дней. Как результат, срок жизни гевеи увеличился с 20–25 до 30–35 лет. О мировых проблемах. Несмотря на рост производительности, площадь каучуковых плантаций на планете растет. Ежегодно мировая потребность в резине увеличивается примерно на 3%, из этого количества 40% приходится на натуральную резину. О бразильских трудностях. Бразилии нужно очень много грузовых шин, поскольку в стране практически нет железнодорожного транспорта и почти все перевозки производятся грузовиками. А в составе грузовых шин используется более 30% натуральной резины. Поэтому, несмотря на то что Бразилия когда-то была родиной латекса, сегодня мы импортируем около 60% необходимого стране натурального сырья. Каучук, резина или латекс? Любопытно, что слово «каучук», которое в России используют для обозначения натуральной резины или застывшего сока гевеи, в других языках относится только к дереву. Вас поймут, если вы скажете по-английски или по-португальски «каучуковое дерево» или «каучуковая плантация», но не поймут, что вы имеете в виду, если скажете просто «каучук». Правильней всего называть застывший сок растения гевеи латексом. С помощью вулканизации, технологии, изобретенной Гудьиром, латекс превращают в натуральную резину – более прочный и устойчивый к воздействиям температуры материал. Теппо Хуовила Теппо Хуовила, начальник отдела развития продукции компании Nokian Tyres: О составе зимних и летних шин. Наши зимние шины, предназначенные для продажи в странах с холодным климатом, содержат высокий процент натуральной резины. Это объясняется тем, что натуральный материал более стабилен при изменении температуры воздуха. При низкой температуре шины, в состав которых входит большой процент натуральной резины, обеспечивают лучшее сцепление с дорожным покрытием. В то же время летние «легковые» шины могут полностью состоять из синтетической резины. Об изменении цен на резину на мировом рынке. Цены на натуральную и синтетическую резину не сильно влияют на состав шин, которые разрабатывают производители. Сейчас на мировом рынке натуральная и синтетическая резина стоят примерно одинаково, и в мире как будто существует определенный механизм, позволяющий выравнивать цены на оба типа сырья. Когда спрос на синтетическую резину превышает предложение, цены на нее растут, но вскоре появляются новые заводы по производству синтетики – и цены стабилизируются. Когда же натуральная резина становится дороже, появляются новые плантации и цены снова выравниваются. Рецепт «легковой» шины компании Michelin. У специалистов компании Michelin мы узнали, какие вещества необходимы для получения протектора шины для легкового автомобиля. Итак, вот что нужно для того, чтобы получить 200 кг такого материала: 100 кг резины (примерно 85 кг синтетической и 15 кг натуральной), 35 кг сажи, 35 кг кремнезема, 20 кг минерального масла, 4 кг смолы, 2 кг антиоксиданта, 2 кг воска, 4 кг оксида цинка, 1,5 кг стеариновой кислоты, 1 кг ускорителя вулканизации и 1,5 кг серы. www.popmech.ru |