Упругие свойства пластика позволяют шине "проглатывать" неровности и прочие небольшие препятствия как и обычной покрышке (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies). На эти цели был потрачен $18-миллионный грант Пентагона на разработку "технологии непневматических шин" (Non-pneumatic tire — NPT). Безвоздушных то есть. Проект длился два года, стало быть, стартовал в конце 2005-го или начале 2006 года. О мишленовской Tweel к тому времени было уже известно. Так почему же американцы не прибегли к услугам французов? Ведь разработали полиуретановую шину как раз американские инженеры (из соответствующего подразделения французского концерна). Не исключено, что причина вовсе не в "национальной безопасности", а в надёжности. Создатели Tweel изначально исходили из коммерческих перспектив продукта на массовом рынке и тест-драйвы устраивали на обычных авто. Удалось получить в пять раз большую управляемость, хорошо. Но военным-то что за дело? Humvee и так ездит как хочет. Скорее всего, проблемы с износостойкостью оказались достаточно веским фактором при выборе подрядчика. Косвенно об этом свидетельствует само конструктивное решение – полимерные соты. Чем больше гибкость внутреннего обода, тем более комфортна езда. На прототипе Michelin с этим дела, очевидно, обстоят получше. Но вот армейцам такие нежности ни к чему. Resilient подчёркивает, что помимо большей надёжности покрышки NPT обладают лучшими термодинамическими характеристиками. То есть лучше отводят тепло – площадь поверхности контакта с атмосферой гораздо больше, чем у обычных шин (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies). Сотовая структура шин NPT позволяет им выдерживать больший вес, более эффективно рассеивать тепло (уже по сравнению с обычными покрышками) и быть устойчивыми к повреждению в силу особенностей своей конструкции и характеристик полимера. "Конструкция очень надёжна и при прямом попадании, — заявляет Эд Холл. – Даже если 30% внутренних пластин будут разрушены, покрышка продолжит работать в обычном режиме". В компании сейчас работают над тем, чтобы Исследовательская лаборатория армии США (U.S. Army Research Lab), являющаяся заказчиком, одобрила проект. |