Безопасные системы «шина-колесо» типа «Конти» К конструкциям, обеспечивающим длительное движение автомобиля на поврежденной шине, также относится разработка фирмы «Континенталь» (Германия) безопасной системы «колесо-шина» – Conti Tire System (CTS). Принципиальным отличием шин системы CTS от шин традиционной конструкции является способ закрепления шины на ободе и наличие специального обода оригинальной конструкции. Бортовая часть шины CTS закрепляется не на наружной, а на внутренней стороне Т-образного обода, т.е. охватывает обод снаружи. Наружная поверхность обода выполнена в виде прилива, на которую опирается беговая часть шины при падении в ней внутреннего давления воздуха. По заявлениям фирмы, такой способ крепления шины в сочетании с самим ободом позволяет продолжить движение на спущенной шине со скоростью 80 км/ч на расстояние в несколько сотен километров. Шина при этом не разрушается, так как внутренняя часть ее беговой дорожки опирается на наружную часть обода и боковины шины не подвергаются максимальным напряжениям. Для снижения трения между ободом и шиной на внутреннюю поверхность последней наносится специальная смазка. Кроме того, шины CTS обеспечивают следующие преимущества: повышение до 10% сцепления с дорогой, особенно с мокрой; повышение до 10% комфортабельности езды; снижение до 15% сопротивления качению; повышение до 25% сопротивления аквапланированию; увеличение до 15% пространства для размещения тормозных систем за счет плоского профиля обода и большего его диаметра. В то же время система имеет и недостатки: задержка реакции шины на управляющее воздействие водителя; использование оригинальных ободов, ранее не применявшихся. В институте были проведены стендовые испытания шины 205/45R450 системы CTS фирмы «Континенталь». Оценка работоспособности шины при отсутствии в ней избыточного давления воздуха проводилась на стенде. Шина, смонтированная на ободе, с начальным внутренним давлением 2,4 кгс/см2, обкатывалась под нагрузкой 580 кгс по барабану диаметром 2 м в течение 2 часов со скоростью 80 км/ч. Затем в процессе качения шины давление воздуха в течение 9 минут снижалось до 0 и испытания продолжались, при той же нагрузке и скорости, до пробега шиной 50 км. В результате проведенных испытаний разрушение шины не произошло и видимых дефектов на ее наружной поверхности не обнаружено, т.е. шина показала высокую работоспособность при работе без давления. После демонтажа испытанной шины с обода на внутренней поверхности беговой части шины обнаружено оголение нитей каркаса без его расслоения и деструкции резины гермослоя, что могло быть следствием отсутствия или недостаточного количества смазки, снижающей трение между шиной и ободом. Результаты испытаний шины 205/45R450 показали, что конструктивное решение системы CTS, направленное на обеспечение безопасности движения автомобиля при механических повреждениях шин, является перспективным.
|