Конструкции, обеспечивающие кратковременное устойчивое движение автомобиля Идея создания шины, содержащей несколько камер, возникла еще в XIX веке. Однако свое распространение она получила в 60-х годах XX века. Наиболее характерным воплощением идеи стала конструкция трехполостной шины фирмы «Клебер-Коломб» модели ТТТ. Конструкция имеет 3 пневматические камеры: основную и две дополнительные, привулканизованные к внутренним поверхностям боковых стенок шин. Эти боковые камеры (полости) поддуваются отдельно до более высокого давления, чем в основной камере. При проколе основной камеры боковые камеры увеличиваются в объеме и поддерживают давление в шине. Однако такая шина не нашла распространения из-за недостаточной работоспособности конструкции и усложнения технологии ее изготовления. В отечественной шинной промышленности была разработана конструкция и изготовлена двухполостная камера для шин 7,5-17 автомобиля высшего класса ЗИС-110. Однако результаты испытаний данной конструкции показали на ее низкую работоспособность, и работы в этом направлении были прекращены. Первоначально попытки решить проблему механических повреждений сводились к заполнению внутренней полости шины различными эластичными материалами. Один из первых патентов такой шины (1946 г., Англия) включал в себя возможности использования в качестве наполнителей накаченной шины различные вещества с эластичными свойствами: металлические пружины, кусочки каучука и т.п. Примером современной конструкции такой шины может стать шина, разработанная фирмой «Эластомер А.Г.» (Германия). Шина имеет отформованный наполнитель, изготовленный на основе сложных полиэфиров из пенистого полиуретана литьевым способом. Подобные методы изготовления безопасных шин – дорогостоящие и трудоемкие, а, кроме того, применение таких шин ограничено низкими скоростями из-за высокого теплообразования, вследствие которого происходит разрушение шины. Так, испытания шины фирмы «Эластомер А.Г.» показали, что уже при скорости 20 км/ч шина не работоспособна. В отечественной практике шины ГК 830×240-381 мод. И-П132У и И-П291М для гусеничных снегоболотоходов и изделий Ишимбайского завода транспортного машиностроения с заполнением специально разработанной в институте губчатой камерой показали удовлетворительную работоспособность в процессе ходовых испытаний в диапазоне скоростей от 30 до 50 км/ч в различных дорожно-климатических условиях при температуре окружающего воздуха от +40 до –60 °С (Антарктида). Эти шины серийно выпускаются и сегодня для специальной техники в объеме 2-3 тысячи штук в год. Шины с губчатой камерой (ГК) серийно выпускались в широком ассортименте для применения в основном в военной технике в течение нескольких десятков лет. Но их производство резко сократилось в последнее время из-за немалой себестоимости, высокого теплообразования в эксплуатации, тяжелого веса, снижения потребности, а также из-за высокой экологической опасности производства. В настоящее время фирма «Микаель Тайер» выпускает материал «тайрфил», который представляет собой двухкомпонентную уретановую резину с высокой эластичностью. Данный материал предлагается для любого типа шин, за исключением высокоскоростных.
|