Добавление ароматизаторов Добавление благоухающих ароматизаторов не устраняет запахи, но скрывает их, чего вполне достаточно во многих случаях. В наличии имеются коммерческие ароматизаторы для таких полимеров, как полиэтилен, полипропилен, а также олефиновые термопластичные эластомеры. Их можно использовать в процессах литья под давлением, экструзии или выдувного формования. Ароматизаторы не всегда сохраняют свою насыщенность на протяжении всего срока службы формованной детали. Их долговечность зависит от степени первоначальной концентрации, соотношения объема на площадь поверхности, воздействия температуры или влажности, а также упаковки готовых изделий в герметичные защитные материалы. Ароматизаторы главным образом используются при производстве игрушек, хозяйственных товаров, емкостей для косметики, потребительской электроники, а также оборудования для лужаек и садов. Обработка переработанного материала Запах становится постоянной проблемой вышедших из употребления пластмасс. большинство перерабатываемых пластмасс, например полиэтилен высокого давления (HDPE), полипропилен, ПВХ и полиэтилентерефталат (PET), должны пройти процесс обмывания жидкими растворами для удаления загрязнителей. Однако, переработанные полимеры могут надолго сохранить оставшиеся внутри запахи. Составы, ответственные за эти запахи можно удалить экстракцией растворителем при помощи органических растворов. В последнее время появился метод экстракции растворителем, при которой в качестве растворителя используется сверхкритический углекислый газ. Эта технология, продемонстрированная на HDPE и PET, может удалить пахучие загрязнители из пластмассовых контейнеров для нефти, контейнеров для пестицидов и других изделий, вышедших из употребления. Преимущество системы на основе CO2 состоит в том, что в ней нет органических растворителей, которые могут стать источником трудностей при удалении. Механизмы для дегазирования, входящие в состав экструдеров для гранулирования переработанных пластмасс, также эффективно удаляют некоторые более летучие соединения, становящиеся причиной нежелательных запахов. Рис.1. Система экстракции сверхкритического углекислого газа удаляет летучие примеси из пластмасс, не используя органические растворители.
Изучение запахов пластмасс Поскольку запахи представляют собой индивидуально проявляющийся феномен, создание системы их классификации и измерения является сложной задачей. Для объективного определения запаха в первую очередь необходимо использовать исследовательские группы людей для определения и ранжирования запахов по степени их приятности. После этого, ответы участников этих групп можно было бы связать с измерениями летучих соединений в пластмассах, которые были сделаны при помощи стандартных инструментальных аналитических методов, например газовой хроматографии/масс-спектроскопии (GC/MS). Однако для верной интерпретации результатов, полученных этими старыми инструментальными системами, требуется тщательная работа специалистов. Более современные приборы по обнаружению запахов пластмасс, которые называют «электронными носами», работают на основе матрицы электронных газовых датчиков и технологии распознавания образов. Для того чтобы использовать их, технические специалисты нагревают образец для отвода летучих соединений, которые передаются к матрице датчиков. Результаты представляются в виде статистической модели, которую легко можно связать с результатами выборки, полученной у исследовательских групп. В зависимости от необходимого уровня детализации данных, запахи летучих соединений можно классифицировать как приятные, нейтральные и неприятные. Также отчет можно составить по принципу интенсивности и концентрации молекул. Рис. 2. Стандартный отчет «электронного носа» устанавливает рейтинг образца пластмассы в графике контроля качества.
На высококонкурентном рынке пластмасс агрессивные запахи могут стать причиной падения продаж, а нейтральные или приятные запахи могут повысить привлекательность продукта для потребителя. Использование ослабляющих запах технологий может слегка повысить стоимость пластмассовых изделий в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – принести значительные дивиденды. При подготовке статьи использованы материалы http://www.omnexus.com Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование автор: Любовь Олиферова, Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |