Он молчал 20 минут, все внимательно выслушал, когда мы его пугали своими строгими экологическими нормами и требованиями, а также необходимостью принятия сложных технологических решений и при этом - довольно приличных затрат. И говорит: "Вот теперь я понял, что пришел туда, куда мне было нужно. Будем работать только так и никак иначе. Будем выполнять все ваши требования. Я на этой земле живу много лет, хочу сделать полезное дело, я не против ваших требований. Я там еще и дом отдыха построю. Зачем же нам море или благодатную землю губить своими руками?" Мы увидели подход государственника, но в это многие из его оппонентов и конкурентов просто не могут поверить. Мы сотрудничаем более пяти лет, и все это время по-честному, как положено. Если были нужны в Тамани дополнительные очистные - он сказал: "Сделаем". Привлек солидный проектный институт, сделал. Сказали мы, что нужна перетрассировка железнодорожной ветки с учетом охраняемых объектов - они беспрекословно эту работу выполнили. У нас заказчиков много, и далеко не все хотят тратиться на экологию. Денег жалеют. А здесь - полное понимание. К сожалению, таких в России единицы, тех, кто думает о будущих поколениях, а не только о сегодняшней себестоимости и выгоде. Общественные слушания дали "добро" Сама идея строительства порта в этих краях нашла поддержку у многих жителей Таманского полуострова. В свое время в администрации Темрюкского района проходили общественные слушания, их материалы были оформлены отдельным приложением в составе ТЭО и были приняты положительно экологической экспертизой. По нашим материалам готовились данные для зарубежных банков, которые кредитуют возведение объектов "Тольяттиазота". А они, банки, ни доллара, ни цента не дадут на проект, который наносит существенный урон природе или не имеет достаточно глубокой проработки мероприятий по требованиям национальных экологических служб. Выскажу свое личное мнение: по поводу "наездов" на "Тольяттиазот" - это элемент недобросовестной конкуренции со стороны желающих прийти на все готовое, когда есть эстакада, есть 40 километров железнодорожных путей до магистрали, есть практически вся инфраструктура. А с точки зрения всех без исключения норм и правил, предъявляемых к проектам такого рода экологами, все там сделано на высшем уровне. Проработана и тема экстремального характера: вдруг - авария, разлив аммиака в море. Взрываются ведь и космические корабли. Аварии просто исключены - Когда мы готовили для ТЭО раздел ООС - "Охрана окружающей среды", мы попытались найти данные о такого рода катастрофах на судах-газовозах с аммиаком. Искали и в специальной литературе, и в Интернете, подключали зарубежных коллег-экологов. Нет данных. Мы сделали вывод, что такие аварии крупного масштаба просто исключены в силу жестких требований к судам, перевозящим аммиак. Да и незначительные утечки не попадают в разряд экологических катастроф. Воздействие самого аммиака на природу, на водную морскую среду довольно мягкое ввиду большого коэффициента испарения и растворимости самого вещества. Но все равно, так как экспертиза была довольно жесткой, был просчитан вариант разрыва корпуса судна. Скорость растворения аммиака в воде очень высока. В силу этого диаметр пятна, в котором возможна гибель биоты (живых организмов моря), составил бы 120 метров на глубину 8 метров. Время существования - несколько минут. В масштабах моря это очень локальное происшествие, не имеющее критичных последствий. Никакого остаточного воздействия вообще не наблюдается. Это же аммиак, а не синильная кислота. Мы провели экологическое обоснование государственной программы по строительству порта Тамань. Проработан Генплан, он наполняется сооружениями. Построено уже немало, с большим запасом и с соблюдением всех требований, и не использовать эти мощности было бы, по крайней мере, неразумно. Кто есть кто Научно-производственная фирма "Экоцентр МТЭА" работает на рынке экологических услуг с 1989 года. Проводит работы по оценке воздействия на окружающую среду в инвестиционном цикле, имеет большой опыт экологического консалтинга, с 1994-го выполняет экологическое аудирование территорий, промышленных производств, субъектов предпринимательства как самостоятельно, так и в сотрудничестве с зарубежными партнерами. С участием "Экоцентра МТЭА" реализовывались проекты на Башкирской, Балаковской, Южно-Украинской, Калининской, Костромской и Ростовской АЭС. А также на крупных региональных и городских тепловых станциях в ряде регионов. В нефтегазовом комплексе - на нефтяных и газовых месторождениях Европейской части России и Сибири, а также на морских месторождениях нефти и газа на шельфах Каспийского моря, в Охотском море на проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Компания выполняла работы по нефтепроводной системе Каспийского трубопроводного консорциума, Балтийской трубопроводной системе, газопроводной системе "Голубой поток". Источник: Трибуна
|