Не нарушая баланса в природе Сегодня очищенные стоки ТоАЗа отвечают самым жестким нормативным требованиям, установленным для рыбохозяйственных водоемов. При сбросе сточных вод в водные объекты по российскому законодательству для так называемых зон разбавления дается 500-метровый створ. У ТоАЗа установлено такое прогрессивное оборудование, что в точке сброса стоки уже имеют концентрации, соответствующие ПДК рыбохозяйственных водоемов, и не нуждаются ни в какой зоне разбавления. Все аспекты экологии предприятие учитывало в полной мере. Так, многие исследователи считают, что перенос наносов в этой зоне создает зону пляжей Таманского полуострова. Поэтому по причальным сооружениям были выбраны такие технические решения, которые не будут мешать этому процессу. По рекомендации специалистов-гидротехников здесь пошли по пути создания свайных причалов. Они не имеют монолитных стен, не служат преградой для перемещения масс воды и наносов, свободно пропускают волну. За счет существенного удлинения причала отпала необходимость углубления дна для сооружения подходного канала, были исключены проблемы с переносом наносов и необходимость поддерживать глубину канала. Как следствие - не будет постоянного взмучивания воды и прочих неприятных последствий для экологии этого участка моря. Эстакада прошла в глубину моря на расстояние более двух километров, дно осталось нетронутым (не считая погружения свай, но это операция единовременная). Стоило это немало, но тольяттинцы сознательно пошли на большие траты, поскольку вопросы охраны окружающей среды считают первостепенными. Технические решения по очистке стоков и по причальным сооружениям экологичны и очень современны. Кроме того, в бухте Железный Рог стоят установки опреснения морской воды, что позволило решить проблему водоснабжения без рытья траншей и прокладки водоводов в очень ранимой территории. Надзор по всем правилам Высокая экологичность проекта объясняется тем, что все без исключения решения по порту Тамань корпорацией "Тольяттиазот" принимались после серьезного изучения - над ними работала масса профильных институтов. Оспаривание принятых решений - задача неблагодарная. Безуспешно затратили бы море времени и средств. Ведь все проекты прошли экспертизы и согласования во всех надзорных государственных службах. Как мы в шутку, но со смыслом говорим между собой: экология - это вам не математика, это дисциплина точная. В ней все отмерено и сосчитано. Если есть нарушение, то мы так и пишем. В "поддавки" мы не играем, иначе с нами солидные корпорации не работали бы. Экспертиза по бухте Железный Рог вообще была очень жесткой, и тольяттинцы все ее рекомендации учли и реализовали. Были у ТоАЗа и проблемы трансграничного переноса с украинской стороной, они тоже охраняют свой сектор Черного моря от вредного воздействия. От Украины было много запросов через МИД, в экспертизу. Что касается оценок экологических последствий, то они были признаны корректными и соответствующими требованиям природоохранного законодательства. Да и сейчас, уже на стадии строительства, постоянно ведется экологический мониторинг местными природоохранными организациями. Так, например, мониторинг морской среды ведет Новороссийская биологическая станция. Мы сравнили свои прогнозные оценки воздействия на природную среду, выполненные на стадии разработки проекта, с результатами мониторинга за 2003-2005 годы, и оказалось, что реальное воздействие строительства на природу значительно ниже, чем предполагалось. По заказу ТоАЗа мы разработали детальную программу экологического мониторинга и санитарно-гигиенического контроля на стадию эксплуатации объектов в порту Тамань, которая в ближайшее время должна быть согласована с природоохранными надзорными органами Краснодарского края. В связи с этим нам остается только поздравить специалистов Краснодарского края с тем, что у них в бухте Железный Рог обосновался такой чуткий к экологии инвестор. ТоАЗ, как никто, бережно относится к природе Корпорация "Тольяттиазот" в своей работе использует экологически ориентированные технологии, позволяющие обеспечить соблюдение нормативных требований по сбросам и выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду. Хочу сказать, что и корпорация "Тольяттиазот", и ее руководитель, Владимир Николаевич Махлай, очень отзывчивы на все экологические требования. Редко где можно встретить такой подход к делу. Мы поначалу выставили ему шесть страниц требований, сказали: "Будем проводить экологические расчеты по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты только в соответствии с проектными решениями, посчитаем вам, как есть, и вместе с вами будем решать, что, когда и где нужно сделать для выполнения экологических требований. Нужно будет делать шесть ступеней очистки сточных вод - будете делать все шесть. Иначе мы с вами не пройдем экологическую экспертизу". |